Контакты

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) - совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полно

го) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию . К образовательным стандартам, принятым до 2009 года, применялось название «Государственные образовательные стандарты». До 2000 года, до принятия государственных стандартов по каждо й ступени общего образования и специальности (направления подготовки) , в рамках общего государственного образовательного стандарта применялись государственные требования к минимуму содержания уровню подготовки выпускника по каждой ступени образования и специальности .

Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают:

  • единство образовательного пространства Российской Федерации;
  • преемственность начального общего , основного общего , среднего (полного) общего , начального профессионального , среднего профессионального и высшего профессионального образования .
  • духовно-нравственное развитие и воспитание

Федеральными государственными образовательными стандартами устанавливаются сроки получения общего образования и профессионального образования с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий обучающихся.

Стандарт является основой для:

  • разработки примерных основных образовательных программ ;
  • разработки программ учебных предметов, курсов, учебной литературы, контрольно-измерительных материалов;
  • организации образовательного процесса в образовательных учреждениях, реализующих основную образовательную программу в соответствии со стандартом, независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности;
  • разработки нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности образовательных учреждений, реализующих основную образовательную программу, формирования государственного (муниципального) задания для образовательного учреждения;
  • осуществления контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования;
  • проведения государственной (итоговой) и промежуточной аттестации обучающихся;
  • построения системы внутреннего мониторинга качества образования в образовательном учреждении;
  • организации деятельности работы методических служб;
  • аттестации педагогических работников и административно-управленческого персонала государственных и муниципальных образовательных учреждений;
  • организации подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников образования.

Каждый стандарт согласно Федеральному закону от 1 декабря 2007 года № 309-ФЗ включает 3 вида требований:

  • требования к структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;
  • требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
  • требования к результатам освоения основных образовательных программ.

Для реализации каждого ФГОС образовательное учреждение должно разработать основную образовательную программу (ООП), включающую учебный план, календарный учебный график, рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочные и методические материалы .

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Типы уроков по ФГОС

Типы уроков: уроки «открытия» нового знания; уроки рефлексии; уроки общеметодологической направленности; уроки развивающего контроля.

Новая формулировка Старая формулировка Уроки "открытия нового знания" Урок формирования знаний Уроки рефлексии Урок совершенствования знаний Урок закрепления и совершенствования знаний Уроки методологической направленности Урок обобщения и систематизации знаний Уроки развивающего контроля Урок контроля знаний, умений, навыков Урок коррекции знаний, умений, навыков

Уроки «открытия» нового знания: Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия. Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

Структура урока: этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности; этап актуализации и пробного учебного действия; этап выявления места и причины затруднения; этап построения проекта выхода из затруднения; этап реализации построенного проекта; этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи; этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону; этап включения в систему знаний и повторения; этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Уроки рефлексии: Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.). Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий - понятий, алгоритмов и т.д.

Структура урока: этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности; этап актуализации и пробного учебного действия; этап локализации индивидуальных затруднений; этап построения проекта коррекции выявленных затруднений; этап реализации построенного проекта; этап обобщения затруднений во внешней речи; этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону; этап включения в систему знаний и повторения; этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Отличительной особенностью урока рефлексии от урока «открытия» нового знания является фиксирование и преодоление, затруднений в собственных учебных действиях, а не в учебном содержании.

Уроки общеметодологической направленности: Деятельностная цель: формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания. Содержательная цель: построение обобщенных деятельностных норм и выявление теоретических основ развития содержательно-методических линий курсов. Формирование у учащихся представления о методах, связывающих изучаемые понятия в единую систему; о методах организации самой учебной деятельности, направленной на самоизменение и саморазвитие. Так, на данных уроках организуется понимание и построение учащимися норм и методов учебной деятельности, самоконтроля и самооценки, рефлексивной самоорганизации.

Структура урока: Эти уроки являются надпредметными и проводятся вне рамок какого-либо предмета на классных часах, внеклассных мероприятиях или других специально отведенных для этого уроках в соответствии со структурой технологии деятельностного метода.

Урок развивающего контроля: Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции. Содержательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.

Структура урока: написание учащимися варианта контрольной работы; сопоставление с объективно обоснованным эталоном выполнения этой работы; оценка учащимися результата сопоставления в соответствии с ранее установленными критериями.

Следует подчеркнуть, что разбиение учебного процесса на уроки разных типов в соответствии с ведущими целями не должно разрушать его непрерывности, а значит, необходимо обеспечить инвариантность технологии обучения. Поэтому при организации уроков разных типов должен сохраняться деятельностный метод обучения и обеспечиваться соответствующая система дидактических принципов.

Предварительный просмотр:

Примерная структура каждого типа урока по фГОС

1. Структура урока усвоения новых знаний:

1) Организационный этап.

3) Актуализация знаний.

6) Первичное закрепление.

7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

8) Рефлексия (подведение итогов занятия)

2 Структура урока комплексного применения знаний и умений (урок закрепления ) .

1) Организационный этап.

2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.

4) Первичное закрепление

в знакомой ситуации (типовые)

в изменённой ситуации (конструктивные)

5) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)

6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

3. Структура урока актуализации знаний и умений (урок повторения)

1) Организационный этап.

2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач.

3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

4) Актуализация знаний.

с целью подготовки к контрольному уроку

с целью подготовки к изучению новой темы

6) Обобщение и систематизация знаний

4. Структура урока систематизации и обобщения знаний и умений

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Актуализация знаний.

4) Обобщение и систематизация знаний

Подготовка учащихся к обобщенной деятельности

Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).

5) Применение знаний и умений в новой ситуации

6)Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

7) Рефлексия (подведение итогов занятия)

Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу

5. Структура урока контроля знаний и умений

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений. (Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика).

Уроки контроля могут быть уроками письменного контроля, уроками сочетания устного и письменного контроля. В зависимости от вида контроля формируется его окончательная структура

4) Рефлексия (подведение итогов занятия)

6. Структура урока коррекции знаний, умений и навыков.

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Итоги диагностики (контроля) знаний, умений и навыков. Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей их устранения и совершенствования знаний и умений.

В зависимости от результатов диагностики учитель планирует коллективные, групповые и индивидуальные способы обучения.

4) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

5) Рефлексия (подведение итогов занятия)

7. Структура комбинированного урока.

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Актуализация знаний.

4) Первичное усвоение новых знаний.

5) Первичная проверка понимания

6) Первичное закрепление

7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

9) Рефлексия (подведение итогов занятия)

1. Право образовательного учреждения на выдачу своим выпускникам документа государственного образца о соответствующем уровне образования возникает с момента его …
А) государственной аккредитации
Б) лицензирования
В) регистрации
Г) аттестации
2. Граждане Российской Федерации имеют право на получение ___ образования на родном языке
А) основного общего
Б) среднего (полного) общего
В) начального
Г) высшего профессионального
3. Законодательство Российской Федерации в области образования не включает в себя …
А) Декларацию принципов толерантности
Б) Конституцию Российской Федерации
В) Закон Российской Федерации «Об образовании»
Г) нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области образования
4. Государственный образовательный стандарт в условиях современной системы образования по Закону Российской Федерации «Об образовании»…
А) является основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от формы получения образования
Б) гарантирует получение бесплатного общего и на конкурсной основе бесплатного профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях
В) обеспечивает качество подготовки специалистов
Г) обеспечивает право на равноценное образование
5.В соответствии с Законом «Об образовании» Российской Федерации формой получения образования не является …
А) непрерывное образование
Б) семейное образование
В) самообразование
Г) экстернат
6.Дополнительное образование в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» предполагает …
А) всестороннее удовлетворение образовательных потребностей граждан и обеспечение непрерывного повышения квалификации
Б) реализацию содержания соответствующих программ в системе детских юношеских спортивных школ
В) подготовку детей в домах творчества
Г) углубленное освоение образовательных программ
7.Образование, имеющее целью подготовку работников квалифицированного труда по всем основным направлениям общественно-полезной деятельности на базе основного общего образования, является ___ образованием
А) начальным профессиональным
Б) средним профессиональным
В) высшим профессиональным
Г) дополнительным
8.Целью «Программы развития педагогического образования России на 2001-2010 годы» является …
А) создание условий для развития системы непрерывного педагогического образования
Б) разработка региональных программ подготовки педагогических кадров
В) обновление правовых основ непрерывного педагогического образования
Г) создание сбалансированности государственного общественного и личностного приоритетов в образовании
9.У образовательного учреждения возникает право на образовательную деятельность с момента…
А) выдачи лицензии
Б) регистрации
В) государственной аккредитации
Г) уплаты налогов
10.К ведущим принципам разработки содержания непрерывного педагогического образования не относится …
А) наглядность
Б) фундаментальность
В) преемственность
Г) вариативность
11.Общее руководство государственным или муниципальным высшим учебным заведением осуществляет ___ совет
А) ученый
Б) педагогический
В) попечительский
Г) ректорский
12.К приоритетным задачам модернизации российского образования не относится …
А) усиление государственного контроля за качеством образования
Б) обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного образования
В) достижение нового современного качества дошкольного, общего и профессионального образования
Г) формирование в системе образования нормативно-правовых и организационно-экономических механизмов привлечения и использования внебюджетных ресурсов
13.Документ, защищающий права ребенка и имеющий обязательную силу для подписавших его стран, — это …
А) Конвенция
Б) Декларация
В) Программа
Г) Концепция
14.«Конвенция ООН о правах ребенка» была ратифицирована в России в ___ году
А) 1990
Б) 1994
В) 1989
Г) 1918
15.Ребенком является лицо в возрасте до ___ лет
А) 18
Б) 16
В) 14
Г) 12
16.Признание ребенка полноценной и полноправной личностью впервые в истории провозгласила …
А) «Конвенция ООН о правах ребенка»
Б) «Всеобщая декларация прав человека»
В) «Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей»
Г) «Конституция Российской Федерации»
17.Комплекс международно-правовых стандартов в отношении защиты и обеспечения благополучия детей содержится в(во)…
А) «Конвенции ООН о правах ребенка»
Б) «Всеобщей декларации прав человека»
В) «Конституции Российской Федерации»
Г) «Декларации «Мир, пригодный для жизни детей»
18.Мероприятия по восстановлению утраченных ребенком социальных связей и функций – это социальная …
А) реабилитация
Б) компенсация
В) депривация
Г) адаптация
19.Права учащихся образовательного учреждения определяются…
А) Уставом образовательного учреждения
Б) Типовым положением об образовательном учреждении
В) Общим собранием родителей
Г) Общим собранием учеников
20.Защита ребенка от информации, наносящей вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, гарантируется …
А) Федеральным законом об основных гарантиях прав ребенка Российской Федерации
Б) Законом Российской Федерации «Об Образовании»
В) Конституцией Российской Федерации
Г) Декларацией принципов толерантности
21.К принципам государственной политики в интересах детей не относится …
А) светский характер образования
Б) государственная поддержка семьи
В) установление минимальных стандартов показателей качества жизни детей
Г) ответственность граждан и должностных лиц за причинение вреда ребенку
22.Международное соглашение о правах ребенка, провозглашенное Генеральной Ассамблеей Организации объединенных наций в 1989 году, называется …
А) Конвенцией о правах ребенка
Б) Хартией прав человека
В) Национальной доктриной образования
Г) Декларацией прав ребенка
23.Согласно «Всеобщей Декларации прав человека» к элементарным правам личности не относится право на …
А) труд
Б) жизнь
В) свободу
Г) личную неприкосновенность
24.Соответствующий нормативным критериям уровень квалификации, профессионализма, позволяющий работнику решать задачи определенной степени сложности, – это …
А) квалификационная категория
Б) компетентность
В) мастерство
Г) творчество
25.Для аттестации педагогических работников на вторую квалификационную категорию аттестационная комиссия создается …
А) образовательным учреждением
Б) местным органом управления образованием
В) попечительским советом
Г) Федеральным органом управления образованием
26.Документ, являющийся основой для определения нормативных критериев профессионально-педагогического уровня аттестуемого учителя, – это …
А) квалификационная характеристика
Б) удостоверение о присвоении квалификационной категории
В) единая тарифная сетка по оплате труда работников бюджетной сферы
Г) квалификационный разряд
27.Одним из принципов аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений является …
А) добровольность на вторую, первую и высшую квалификационные категории для педагогических работников и на высшую квалификационную категорию для руководящих работников
Б) добровольность для руководящих работников и лиц, претендующих на руководящую должность, на первую квалификационную категорию
В) закрытость процесса обсуждения результатов
Г) обязательность аттестации на вторую, первую и высшую квалификационные категории для педагогических работников
28.Квалификационные категории педагогическим и руководящим работникам присваивают сроком на …
А) 5 лет
Б) 1 год
В) 3 год
Г) 10 лет
29.При принятии решения по итогам аттестации учитель (руководитель) имеет право …
А) лично присутствовать
Б) участвовать в дискуссии
В) проходить повторную аттестацию в ближайшее время
Г) участвовать в голосовании
30.Тарифно-квалификационные характеристики по должностям работников учреждений и организаций образования служат основой при…
А) проведении аттестации
Б) написании характеристики учителя
В) повышении квалификации
Г) планировании педагогической деятельности
31.Раздел тарифно-квалификационных характеристик, содержащий положения по установлению работникам разрядов оплаты труда, – это …
А) «Квалификационные требования»
Б) «Должностные обязанности»
В) «Должен знать»
Г) «Общие положения»
32.Количество категорий, установленных в соответствии с квалификационными требованиями, составляют …
А) 3
Б) 7
В) 9
Г) 14
33.Контроль за соблюдением порядка проведения аттестации педагогических работников не может осуществлять …
А) педагогический совет школы
Б) Министерство образования Российской Федерации
В) орган управления образованием субъектов Российской Федерации
Г) муниципальный орган управления образованием
34.Аттестуемый педагогический или руководящий работник вправе избрать …
А) конкретные формы и процедуры аттестации из числа вариативных форм и процедур
Б) сроки прохождения аттестации
В) состав аттестационной комиссии
Г) срок действия установленной аттестационной категории
35.Тарифно-квалификационные характеристики по каждой должности не включают раздел …
А) «Должен уметь»
Б) «Должностные обязанности»
В) «Должен знать»
Г) «Требования к квалификации по разрядам оплаты»
36.Процедура назначения или выборов руководителя общеобразовательного учреждения определяется …

Б) муниципальными организациями местного самоуправления
В) Законом Российской Федерации «Об образовании»
Г) Образовательной программой
37.Документ, регулирующий деятельность общеобразовательных учреждений и являющийся основой для разработки учреждением устава, – это …
А) Типовое положение об общеобразовательном учреждении
Б) Закон Российской Федерации «Об образовании»
В) Положение о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений
Г) Федеральная целевая программа развития образования
38.Типовое положение об общеобразовательном учреждении в обязательном порядке распространяется на …
А) гимназии
Б) профессиональные училища
В) колледжи
Г) негосударственные образовательные учреждения
39.Одним из принципов деятельности школы, обозначенным Типовым положением об общеобразовательном учреждении, является принцип …
А) демократии
Б) децентрализации
В) светскости
Г) непрерывности образования
40.Одна из главных задач общеобразовательного учреждения – это …
А) создание благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития личности
Б) обучение и воспитание сообразно уровням и формам получения образования
В) сохранение школьных традиций
Г) получение образования на родном языке
41.В соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении учредителем государственного образовательного учреждения является …
А) федеральный орган государственной власти или орган государственной власти субъекта РФ
Б) частное лицо
В) коммерческая организация
Г) орган местного самоуправления
42.Отношения между учредителем и общеобразовательным учреждением, не урегулированные уставом учреждения, определяются …
А) договором, заключенным между учредителем и общеобразовательным учреждением
Б) соглашением
В) контрактом
Г) приказом
43.Вторая ступень образовательного процесса в образовательном учреждении предполагает нормативный срок освоения основного общего образования в течении ___ лет
А) 5
Б) 3
В) 4
Г) 2
44.Разграничение полномочий между руководителем и органами самоуправления общеобразовательного учреждения определяется …
А) Уставом общеобразовательного учреждения
Б) Законом Российской Федерации «Об образовании»
В) администрацией школы
Г) Советом школы
45. Совет образовательного учреждения формируется в соответствии с …
А) Уставом общеобразовательного учреждения
Б) приказом руководителя
В) желаниями учащихся
Г) трудовым договором
46.В Уставе образовательного учреждения в обязательном порядке указывается …
А) статус образовательного учреждения
Б) характеристика материальной базы
В) расписание занятий
Г) структурное подразделение образовательного учреждения, имеющее право осуществлять образовательный процесс
47.Типовое положение об образовательном учреждении утверждается …
А) Постановлением Правительства Российской Федерации
Б) Государственной думой
В) Министерством образования Российской Федерации
Г) муниципальным органом управления образованием
48.Нормативный документ, характеризующий цели, задачи, структуру определенных типов учебных заведений и устанавливающий порядок деятельности школ, — это …
А) Устав образовательного учреждения
Б) Типовое положение об образовательном учреждении
В) Программа деятельности образовательного учреждения
Г) Концепция развития школы
49.Типовое положение об образовательном учреждении регламентирует деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений одного(ой) …
А) вида
Б) типа
В) организационно-правовой формы
Г) уровня образования

выбрать тему... 1. законодательство, регулирующее отношения в области образования 2. права ребенка и формы его правовой защиты в законодательстве рф 3. особенности правового обеспечения профессионально-педагогической деятельности 4. нормативно-правовые и организационные основы деятельности образовательных учреждений

1. Право образовательного учреждения на выдачу своим выпускникам документа государственного образца о соответствующем уровне образования возникает с момента его …

  • 1) государственной аккредитации
  • 2) лицензирования
  • 3) регистрации
  • 4) аттестации

2. Граждане Российской Федерации имеют право на получение ___ образования на родном языке

  • 1) основного общего
  • 2) среднего (полного) общего
  • 3) начального
  • 4) высшего профессионального

3. Законодательство Российской Федерации в области образования не включает в себя …

  • 1) Декларацию принципов толерантности
  • 2) Конституцию Российской Федерации
  • 3) Закон Российской Федерации «Об образовании»
  • 4) нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области образования

4. Государственный образовательный стандарт в условиях современной системы образования по Закону Российской Федерации «Об образовании»…

  • 1) является основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от формы получения образования
  • 2) гарантирует получение бесплатного общего и на конкурсной основе бесплатного профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях
  • 3) обеспечивает качество подготовки специалистов
  • 4) обеспечивает право на равноценное образование

5. В соответствии с Законом «Об образовании» Российской Федерации формой получения образования не является …

  • 1) непрерывное образование
  • 2) семейное образование
  • 3) самообразование
  • 4) экстернат

6. Дополнительное образование в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» предполагает …

  • 1) всестороннее удовлетворение образовательных потребностей граждан и обеспечение непрерывного повышения квалификации
  • 2) реализацию содержания соответствующих программ в системе детских юношеских спортивных школ
  • 3) подготовку детей в домах творчества
  • 4) углубленное освоение образовательных программ

7. Образование, имеющее целью подготовку работников квалифицированного труда по всем основным направлениям общественно-полезной деятельности на базе основного общего образования, является ___ образованием

  • 1) начальным профессиональным
  • 2) средним профессиональным
  • 3) высшим профессиональным
  • 4) дополнительным

8. Целью «Программы развития педагогического образования России на 2001-2010 годы» является …

  • 1) создание условий для развития системы непрерывного педагогического образования
  • 2) разработка региональных программ подготовки педагогических кадров
  • 3) обновление правовых основ непрерывного педагогического образования
  • 4) создание сбалансированности государственного общественного и личностного приоритетов в образовании

9. У образовательного учреждения возникает право на образовательную деятельность с момента…

  • 1) выдачи лицензии
  • 2) регистрации
  • 3) государственной аккредитации
  • 4) уплаты налогов

10. К ведущим принципам разработки содержания непрерывного педагогического образования не относится …

  • 1) наглядность
  • 2) фундаментальность
  • 3) преемственность
  • 4) вариативность
  • 3) достижение нового современного качества дошкольного, общего и профессионального образования
  • 4) формирование в системе образования нормативно-правовых и организационно-экономических механизмов привлечения и использования внебюджетных ресурсов
  • В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» в нашей стране введены стандарты образования (или образовательные стандарты).

    Понятие «стандарт» происходит от латинского слова «standard», означаю­щего «образец», «норма», «мерило». Под стандартом образования понимается система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающей возможно­сти реальной личности и системы образования по достижению этого идеала.

    Основными объектами стандартизации в образовании являются: его структура, содержание, объем учебной нагрузки и уровень подготовки учащих­ся. Нормы и требования, установленные стандартом, принимаются как эта­лон при оценке качества основных сторон образования.

    Чем вызвана стандартизация образования?

    Необходимость проведения стандартизации образования вызвана ко­ренными переменами в сфере образования как общественного явления. Поворот России к демократии, к рыночным отношениям, к правам и сво­бодам личности потребовал переосмысления политики в области образова­ния. Сфера образования теперь ориентирована прежде всего на удовлетво­рение духовных потребностей личности, а не на интересы государства. Это в свою очередь обусловило значительные перемены в организации образо­вания. Учебные заведения приобрели большую самостоятельность в выборе содержания, форм и методов обучения.

    Стандартизация образования связана также с тем, что переход школ на новые, более свободные формы организации учебного процесса, измене­ние статуса многих школ, введение новых учебных планов, более свобод­ный выбор школами учебных предметов и объемов изучения последних, введение альтернативных учебников, создание новых технологий обучения, многоуровневое и дифференцированное обучение - все это потребовало заботы о сохранении базового единства образовательного пространства, позволяющего обеспечить единый уровень образования, получаемого обу­чающимися в разных типах общеобразовательных учреждений (лицеях, колледжах, общеобразовательных школах, как государственных, муници­пальных, так и негосударственных, частных). Государственный образова­тельный стандарт и является тем механизмом, который обеспечивает суще­ствование единого в стране образовательного пространства.

    Стандартизация образования вызвана также стремлением России войти в систему мировой культуры, что требует при формировании общего обра­зования учета достижений в этой области международной образовательной практики. Это обеспечивает российским гражданам признание их докумен­тов об образовании за рубежом.

    Идея стандартизации образования для России не нова. Она существова­ла еще в советское время. Хотя в СССР, как правило, не употреблялось по­нятие государственного образовательного стандарта, но его роль фактиче­ски выполняли единые учебные планы. Они спускались в республики и были основой реальных учебных планов школ. Учебные программы и планы тех лет отличались излишней идеологизацией, ограничивали учителя в ини­циативе, а учащихся в возможности выбора содержания образования в со­ответствии со своими интересами и способностями. Но тем не менее еди­ные учебные планы как бы выравнивали образование на всей территории Советского Союза. Фактически была проверена на практике идея введения образовательных стандартов.

    Существующие в настоящее время государственные образовательные стандарты не подчиняют учебный процесс жесткому шаблону, а, напротив, открывают широкие возможности для педагогического творчества, для со­здания вокруг обязательного ядра содержания (чем является стандарт) ва­риативных программ, разнообразных технологий обучения.

    Государственные образовательные стандарты разрабатываются на кон­курсной основе, уточняются не реже одного раза в 10 лет, устанавливаются федеральным законом, являются обязательными для исполнения всеми учебными заведениями страны независимо от подчинения, типов и форм собственности.

    В образовательном стандарте выделяют три компонента: федеральный, национально-региональный и школьный.

    Федеральный компонент стандарта определяет те нормативы, соблюде­ние которых обеспечивает единство педагогического пространства России, а также интеграцию личности в систему мировой культуры. Федеральный компонент обеспечивает базовый стандарт образования по разным предме­там на всей территории страны.

    Национально-региональный компонент стандарта определяет те нормати­вы, которые относятся к компетенции регионов (например, в области род­ного языка и литературы, географии, искусства, трудовой подготовки и др.). За счет национально-регионального компонента учитываются по­требности и интересы в области образования всех народов стран, нацио­нальное своеобразие культуры.

    Школьный компонент содержания образования отражает специфику и направленность отдельного учебного заведения. За счет школьного компо­нента с учетом федерального и национально-регионального компонентов каждая школа сама определяет объем учебного времени, отводимого на изучение тех или иных учебных предметов, глубину и характер их изучения в зависимости от типа учебного заведения.

    Федеральный компонент стандарта - неизменная его часть, которая пересматривается крайне редко; национально-региональный и школьный компоненты - вариативные части, которые систематически обновляются и пересматриваются.

    В 2001 г. начат эксперимент по переходу на двенадцатилетнюю школу. В экспериментальные базисные учебные планы общеобразовательных учреж­дений с первого по двенадцатый классы введен ученический компонент. За счет часов ученического компонента реализуются новые формы и приемы органи­зации образовательного процесса, обеспечивающие личностную ориентацию, включая организацию индивидуальной и групповой поисково-исследователь­ской работы, проектной и активно-двигательной деятельности обучающихся.

    | Статья 7. Федеральные государственные образовательные стандарты

    Статья 7. Федеральные государственные образовательные стандарты

    (в ред. Федерального закона от 01.12.2007 N 309-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)


    1. В Российской Федерации устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты, представляющие собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

    2. В случаях, предусмотренных Федеральным законом от 22 августа 1996 года N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", реализация программ высшего профессионального образования осуществляется на основе образовательных стандартов и требований, самостоятельно устанавливаемых федеральными государственными образовательными учреждениями высшего профессионального образования, перечень которых утверждается указом Президента Российской Федерации.

    3. Федеральные государственные образовательные стандарты, а также устанавливаемые в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи образовательные стандарты и требования должны обеспечивать:

    1) единство образовательного пространства Российской Федерации;

    2) преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.

    4. Федеральные государственные образовательные стандарты, а также устанавливаемые в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи образовательные стандарты и требования включают в себя требования к:

    1) структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;

    2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;

    3) результатам освоения основных образовательных программ.

    5. При реализации основных образовательных программ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья могут быть установлены специальные федеральные государственные образовательные стандарты.

    6. Разработка и утверждение федеральных государственных образовательных стандартов осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

    7. Федеральные государственные образовательные стандарты утверждаются не реже одного раза в десять лет.

    8. Федеральные государственные образовательные стандарты, а также устанавливаемые в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи образовательные стандарты и требования являются основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования.



    Понравилась статья? Поделитесь ей