Контакты

Этика и эстетика в ортопедической стоматологии n. Эстетическое ортопедическое лечение больных с полной потерей зубов "Золотое сечение" и числа Фибоначчи в стоматологии

Ортопедическая стоматология, в первую
очередь, ставит перед собой задачу полного
восстановления жевательной функции у
пациентов. Однако, не менее важным для
врача стоматолога-ортопеда является и
эстетический аспект протезирования, в
частности, когда речь идет о реставрации
передних зубов.

В последнее время значительно возросли требования
пациентов к эстетической стороне протезирования.
Поэтому так важно сегодня врачу-ортопеду иметь
необходимые знания по эстетике, художественный
вкус и навыки скульптора и художника. Необходимо
остановиться на вопросах эстетики в
ортопедической стоматологии.
Эстетика – наука о закономерностях
эстетического освоения человеком мира, о сущности
и формах творчества по законам красоты. Как наука
эстетика изучает сейчас все сферы эстетического
освоения деятельности, касается любой творческой
деятельности людей.

Эстетика протезирования
Сейчас проблема эстетики протезирования является
одной из главных в ортопедической стоматологии.
Она включает:
1) исследование типов лица, формы, размеров и цвета
зубов, зубных рядов и их
взаимоотношение с окружающими тканями,
обеспечивает эстетичный оптимум (эстетика лица);
2) эстетику протеза за счет использования
современных технологий изготовления и материалов;
3) изучение типичных индивидуальных изменений,
возникающих с возрастом, в случае аномалий,
разрушение зубных рядов и другой патологии;
4) разработку методов устранения нарушений
эстетических норм лица;

Для стоматолога- ортопеда каноном является ортогнатический
прикус и все его признаки – зубные, мышечные, суставные,
включая и конфигурацию лица в фас и в профиль, характерную для
ортогнатического прикуса. Знание признаков ортогнатического
прикуса помогает создать «идеальную», а вернее, среднюю,
наиболее часто встречающуюся форму зубочелюстной системы. Но
этого мало, необходимо также найти признаки, присущие только
данному человеку, т.е. воспроизвести индивидуальное.
Восстановление индивидуальных черт лица помогает изучение
фотографий, сделанных до потери зубов; измерения на лице с
использованием относительно постоянных анатомических
ориентиров на костях и мягких тканях лица.
Важным, определяющим эффективность протезов в эстетическом и
в не меньшей степени фонетическом отношении, являются
моделирование, изготовление, подбор и постановка фронтальных
зубов.

Общие положения о эстетической гармонии формы, лежащей в
основе постановки зубов.
1. В основе постановки зубов должен лежать принцип
гармоничного сочетания формы отдельных элементов
зубочелюстной системы и эффективного гармоничного
функционирования.
2. Гармоничные формы зубов не отвлекают внимания и не портят
общего впечатления от лица, а находятся в соответствии с его
характером, конфигурацией и чертами.
3. Отсутствие гармонии означает прежде всего нарушение
соответствия протезов анатомическим пропорциям лица и головы
в целом, а также невозможность нормального функционирования
зубочелюстной системы.
Общие положения о гармонии формы и функции могут быть
использованы не только при выборе и постановке искусственных
зубов, но и при изготовлении других конструкций несъемных
зубных протезов.

Для более качественного изготовления протезов с точки зрения
эстетики существуют определенные анатомические ориентиры, знание
которых облегчат врачу-ортопеду задачу изготовления полноценных
протезов.
1. Ширина рта в покое соответствует ширине зубной дуги 6 передних
верхних зубов.
2. Высота верхней губы соответствует высоте зубоальвеолярного
комплекса верхней челюсти
3. Высота нижней губа соответствует высоте зубоальвеолярного
комплекса нижней челюсти.
4. Длина крыла носа в два раза меньше высоты лба; в два раза меньше
высоты носа и в два раза меньше нижней трети лица
5. Длина крыла носа в два раза меньше ширины рта и в два раза меньше
высоты уха.
6. Длина крыла носа равна длине глаза и в четыре раза меньше
наибольшей ширины лба.
7. Длина глаза равна ширине зубной дуги 4 верхних резцов и высоте
верхней губы в покое.
8. Длина глаза равна ширине уха и в два раза меньше высоты уха.
9. Высота уха равна высоте верхней и средней трети лица.
10. Высота уха равна нижней трети лица и укладывается в высоте лица
три раза.
11. Высота уха равна ширине рта и в два раза меньше наибольшей
лобной ширины.

В гармоничном лице можно распознать определенные
линии, которые обеспечивают правильную геометрию
лица. Зрачковая линия проходит через центры зрачков и,
если она параллельна горизонтальной плоскости,
является наиболее подходящим ориентиром для
построения окклюзионной плоскости в области резцов.
Как правило, ей параллельны следующие линии:
надбровная (офриальная), резцовая (проходящая по
нижнему краю верхних резцов), межуголковая
(соединяющая углы рта). Срединная линия - проходит
через глабеллу, кончик носа, фильтрум и кончик
подбородка. Средняя линия обычно перпендикулярна
межзрачковой линии, она также определяет наличие
или отсутствие симметрии между правой и левой
стороной лица.

Фронтальный анализ лица,
взаиморасположение
горизонтальных и вертикальных
линий лица, обеспечивающих
его правильную геометрию:
А - срединная линия;
В - межзрачковая линия;
С1 - граница волосистой части
головы;
С2 - надбровная линия;
С3 - под-носовая линия;
С4 - подбородочная линия;
D - линия резцов. Фото
предоставлено автором

10. Выделяют три разновидности улыбки:

Для резцового (A) типа улыбки
характерно обнажение только
режущего края передних верхних
зубов. Это так называемая закрытая
улыбка. Она позволяет разместить
вне зоны видимости кламмеры или
искусственную десну съемного
протеза.
При сосочковом (B) типе улыбки
обнажается вся коронка переднего
зуба, уголки рта приподняты. При
таком типе улыбки нежелательно
применение кламмер-ной системы
фиксации.
Самым неблагоприятным является
альвеолярный тип улыбки (C), так как
при этом вообще затруднено
эстетическое протезирование.

11.

Немаловажное значение для эстетики лица имеет так
называемое щечное пространство - затемняющееся
вглубь пространство от середины клыка до угла рта.
Это темное пространство между щечной
поверхностью боковых зубов, слизистой оболочкой щек
и углами рта помогает достичь эффекта градации
при меняющемся освещении зубов. В то время как
щечное пространство уменьшает восприятие деталей,
возрастает иллюзия расстояния и глубины

12.

13.

ЛИЦО – типы по Бауэру.
На тип лица оказывает влияние развитость мозгового черепа, дыхательного и
жевательного аппарата или костно-мышечной системы.
Церебральный тип характеризуется сильным развитием головного мозга и
соответственно мозгового черепа. Высокий и широкий лобный отдел лица
резко преобладает над остальными, вследствие чего лицо приобретает
пирамидальную форму с основанием, направленным кверху. Мимика
церебрального типа концентрируется обычно в лобном отделе, вокруг
больших и живых глаз.
Респираторный тип характеризуется преобладающим развитием
дыхательного аппарата, в зависимости от чего лицевая часть головы, шея и
туловище приобретают ряд характерных особенностей. Благодаря сильному
развитию полости носа и ее придатков средний отдел лица сильно развит;
верхнечелюстные пазухи велики, скулы немного выступают. Лицо имеет
ромбовидную форму, нос сильно развит в длину, его спинка нередко выпукла.

14.

Дигестивный тип характеризуется преобладающим развитием нижнего
отдела лица (жевательный тип). Верхняя и нижняя челюсти чрезмерно
развиты. Расстояние между углами нижней челюсти велико. Ветвь
нижней челюсти очень широка, массивна, ее венечный отросток короток
и широк, жевательные мышцы очень развиты. Рот окаймлен толстыми
губами. Подбородок широк и высок. Вследствие сильного развития
нижнего отдела лица при относительной узости лобной части лицо
приобретает иногда характерную форму трапеции (обратноконическое).
Мимика концентрируется преимущественно в нижнем отделе лица.
Мышечный тип - верхний и нижний отделы лица приблизительно
равны, граница волос обычно прямая, лицо квадратной формы. Хотя
исследования показывают, что строго очерченных типов лица нет и чаще
всего один тип сочетается с другим, а развитие устанавливается только
на основании преобладания в том или ином случае различных признаков,
определяющих тип лица, тем не менее в восстановительных целях
очертание лица человека может быть определено как квадратное,
коническое и обратноконическое.

15. Еще в 1907 г. Вильяме, исследуя черепа людей и обобщив свои наблюдения, выделил три типа зубов. Типичные признаки их чаще всего проявляются в о

16. Ко второму типу относятся зубы, имеющие коническую форму или форму треугольника. Линии, образующие контактные поверхности резко конвергир

17. К третьему типу относятся зубы, внешние контуры которых имеют овальную форму. Контактные поверхности двояковыпуклы, а все поверхности бол

18.

Замечено, что красивая и здоровая улыбка оказывает
благоприятное влияние не только на общее здоровье пациента, но
и на его настроение, психологический статус, успешность, как в
личной, так и общественной жизни. Восстановление функции –
жевания, дикции - далеко не все, что сегодня является
потребностью пациентов. Эстетический аспект лечения все чаще
становится главной характеристикой, требуемой пациентами, и
отличает качественное стоматологическое лечение от
посредственного.
Виниры, вкладки, коронки, выполненные с применением
керамических материалов и современных компьютерных систем
проектирования, позволяют получать эстетически неотличимые
от естественных зубов результаты.

19.

Современная ортопедическая стоматология позволяет
получить положительные результаты там, где другие
методы лечения неэффективны или приводят к
недолговечным или нестабильным результатам. Пример –
восстановление, коррекция формы, изменение цвета с
применением пломбировочного материала при разрушении
зуба более чем на 40%. В этом случае без услуг ортопеда не
обойтись: риски разрушения терапевтического
восстановления зубов слишком значительны.
Коронки, вкладки, съемное и несъемное протезирование,
использование искусственных корней – имплантатов – весь
этот широкий спектр стоматологических аппаратов позволяет
стоматологам - ортопедам получать качественные, эстетически
безупречные работы почти во всех случаях.
ЛЕКЦИЯ

^ «ЭСТЕТИКА В ОРТОПЕДИЧЕСКОЙ СТОМАТОЛОГИИ»

В специальной литературе и в обиходе среди врачей ортопедов-стоматологов встре­чаются термины „эстетика" и „косметика", обозначающие свойство искусственных протезов. Что правильно? Дословно косметика означает искусство украшать. Врачебная косметика (декоративная) скрывает или делает менее заметными дефекты внешности.

Слово „эстетика" переводится с греческого как „чувствующий, чувственный".^ широком смысле эстетика - это философская наука об общих принципах творчества по законам красоты, о генезе, закономерностях развития и функционирования эстетиче­ского сознания, в том числе и искусства как специфической формы отражения действи­тельности. Предмет медицинской, эстетики охватывает закономерности строения челове­ческого тела, пространственную организацию частей тела, их соразмерность в покое и динамике, цветовую гармонию, вопросы симметрии, речь, возрастные изменения и т. д.

Разделом медицинской эстетики, особенно в ортопедической стоматологии, являет­ся теория художественного моделирования. Это относится ко всем видам протезов.

Универсальными признаками красоты считаются мера, гармония, пропорция, сим­метрия.

Количественными методами в медицинской эстетике являются антропометрический, биометрический, кинофотостатический и телерентгенографический.

В ортопедической стоматологии предметом изучения является лицо человека. Архитектоника лица человека зависит от следующих моментов:


  1. высоты лица (удлиненный, средний, укороченный тип),

  2. ориентации челюстей в пространстве,

  3. угла нижней челюсти.
Различают три типа лица в зависимости от строения зубочелюстной системы. Выде­ляют синдром удлиненного лица. У пациентов этой группы высота лица увеличена, раз­вернут угол нижней челюсти, увеличен угол между основанием челюстей и основанием черепа. Взаимоотношение зубных рядов может быть различным. Свободное межокклю- зиониое пространство минимально или ровно О. Вторая группа больных представляет синдром укороченного лица. Высота лица у них уменьшена, угол нижней челюсти прибли­жается к 90°, основания челюстей и основание черепа параллельны. Свободное межок- клюзионное расстояние равно 6 и более мм. Третью группу пациентов составляют люди с правильным лицом. Все антропометрические и телерентгенографические данные у них средние. Пространственная организация лица или другими словами его форма также представляет интерес для исследователей. Вильямс (1913) установил 4 формы лица:

  1. Квадратное лицо.

  2. Треугольное лицо.

  3. Овальное лицо.

  4. Овоидное лицо (более широкие размеры под глазами).
Бауэр выделил церебральный, респираторный, дигестивный и мышечный тип лица. В профиль в зависимости от угла выпуклости лица В. Н. Трезубое выделяет выпуклое лицо, прямое и вогнутое. Форма лица человека имеет прямую связь с формой его зубов. Форма зубов может быть прямоугольной, квадратной, клиновидной, овальной.

По Переверзеву прямоугольная форма характеризуется тем, что высота коронки превосходит ее ширину, контактные поверхности параллельны. Квадратная форма зубов


  • равные значения ширины и высоты, контактные поверхности параллельны. Треугольная форма - узкая шейка зуба, конвергенция контактных поверхностей. Овальная форма встречается у 66,9% женщин.
Зубы играют важную роль в красоте лица. Поскольку они являются опорой для губ, то даже в покое от положения зубов и их взаимоотношений зависит тонус, взаимоположе- ние и профиль губ. Они могут выглядеть напряженными или свободнопокоящимися, выступать или западать, находиться на одном уровне. Все это отражается на выражении лица, его индивидуальной красоте.

Еще больше возрастает их значимость при динамическом соотоянии лица во время разговора, улыбки, смеха. Обнажаясь, зубные ряды и сами зубы своими признаками активно формируют облик лица, дополняя лицевую гармонию, либо ее разрушая. Их цвет, форма, размеры, положение, рельеф, целостность, взаимное расположение в зубном ряду относительно свободных краев губ и других частей лица, пропорциональность между собой, всем лицом и многое другое формируют красоту улыбки.

^ Компоненты улыбки


  1. Соответствие общих размеров зубов человека его конституционному типу и общим размером головы. Обычно для высоких людей астенического типа характерны длинные и узкие прямоугольные зубы, для нормостеника - зубы любой формы с незна­чительным преобладанием высоты над шириной, для гипертоника - широкие зубы, чаще с признаками овальности.

  2. Соответствие формы верхних резцов с формой лица. Переверзев различает 3 основные формы лица и зубов: прямоугольную, квадратную и треугольную. Дополнитель­ная форма - овальная.

  3. Ширина рта в покое и улыбке. Если в покое расстояние между углами рта меньше расстояния между зрачками, то ширина рта считается нормальной и при улыбке углы рта будут располагаться на одной вертикали со зрачками. Неприятное впечатление" создает широкий и узкий рот. При протезировании пациента необходимо учитывать видимость обнажаемых зубов при улыбке. При широкой улыбке могут быть видны кламмеры на пре- молярах и молярах и цельнолитые мостовидные протезы в боковых отделах зубных рядов.

  4. Симметрия улыбки.

  5. Соответствие ширины верхних передних зубов с шириной рта.

  6. Степень обнажения передних зубов. В норме нижние зубы обнажаются не более чем на 1/3 их высоты. Верхние зубы обнажаются различно. Существует 4 степени обна-

  • .жжения: 1 . коронки верхних центральных резцов обнажаются в пределах режущей трети,

  1. коронки этих зубов обнажаются в пределах средней трети, 3. зубы обнажаются в пре­делах пришеечной трети, 4. обнажается альвеолярный отросток.
Степень обнажения зубов влияет на эстетику протезирования. Выбор фиксации протеза, постановки передних искусственных зубов в съемном протезе и др. определя­ются степенью обнажения передних зубов. Например, при протезировании двусторонних концевых дефектов верхнего зубного ряда, ограниченных рыками, если обнажение Ш-1У степени, то для хорошей эстетики фиксацию протеза следует осуществлять с помощью атачменоа

  1. Отношение верхнего зубного ряда к краю нижней губы. Наиболее красивым яв­ляется такое отношение, когда зубной ряд повторяет изгиб нижней губы.

  2. Равномерность обнажения верхних зубов от одного угла рта к другому.

  3. Плоскость, проходящая между верхними и нижними центральными резцами, должна совпадать с эстетическим центром лица.

  4. Правильное пространственное взаимоположение частей лица. Соответствие ширины 4 верхних резцов с межглазничной шириной.

  5. Ширина носа у женщин соответствует расстоянию между буграми клыков, а у мужчин всей ширине 6 верхних передних зубов.

  6. Ширина фильтрума равна ширине двух верхних центральных резцов.

  7. Соответствие углов изгиба верхней резцовой линии, угла изгиба верхней губы, и горизонтального наклона глазных щелей, в норме их величина равна 160-170°.

  8. Осевой наклон передних зубов. Наилучший эстетический эффект наблюдается при угле 5° для верхних 4 резцов.

  1. Соответствие расположения верхних зубов основанию носа.

  2. Высокая корреляция установлена между шириной основания носа и шириной четырех верхних резцов.
Важное значение имеет в формировании нормальной улыбки параллельность окклю­зионной поверхности зубных рядов. Окклюзионная плоскость в норме при сомкнутых губах расположена нв уровне разреза губ. Изучение лица в профиль в обычных условиях устанавливает соответствие углов наклона верхней губы, лицевого угла и наклона верхнего центрального резца (угол равен 95°).

Выразительные средства в медицинской эстетике (ортопедической стоматологии)


  1. Цвет. 2. Рельеф. 3. Композиционное равновесие лица. 4. Величина, форма и положение зубов.
Цвет искусственных зубов и коронок должен не отличаться от естественных. Проб­лемы цвета искусственных коронок в настоящее время решены применением фарфоро­вых, металлокерамических или металлопластмассовых коронок и мостовидных проте­зов. Возможность подкрашивания коронок во время обжига или полимеризации делает возможным точное воспроизведение цвета соседних зубов. Применение напыления на коронки нитрид-титана следует расценивать как грубейшее нарушение эстетики. Блеск „самоварного золота" в полости рта говорит об отсутствии эстетического воспитания у ортопёда-стоматолога и пациента. Цвет зубов подбирается пациенту с помощью расцве­ток и при определенных условиях:

  1. Комната должна быть хорошо освещена не прямыми солнечными лучами, окрашена в
мягкие тона.

  1. Пациенты должны быть в одежде спокойных тонов.

  2. Нагрудник и искусственное освещение не применяются.

  3. Расцветка прикладывается к зубу под прямым углом.
Подбор цвета искусственных зубов у пациентов с полной потерей зубов проводится в соответствии с его возрастом и цветом кожи, у женщин, пользующихся косметикой - с цветовой гаммой лица.

Моделирование формы и величины искусственных несъемных протезов не представ­ляет больших трудностей, если имеются зубы противоположной стороны челюсти. Однако отсутствие всех передних зубов, наличие диастемы и трем, аномалии развития челюстей и др. делают этот процесс сложным. Для достижения хорошей эстетики и несъемных протезов протезирование должно проводиться в два этапа. Первый этап - протезирова­ние больного временными пластмассовыми коронками и мостовидными протезами; второй - металлокерамическими, металлопластмассовыми или фарфоровыми протеза­ми. На первом этапе с пациентом обсуждается цвет, форма и величина искусственных временных коронок. При согласии пациента эта форма и величина переносится на пос­тоянные протезы. Величина беззубых альвеолярных отростков диктует величину искусст­венных зубов. Не всегда это обеспечивает гармонию лица. Для решения этой задачи при­меняются выразительные средства, которые должны создавать иллюзию. При моделиро­вании искусственных зубов и коронок на верхней челюсти с диастемой контактные поверхности делают более выпуклыми, увеличивается наклон зубов к средней линии, применяется более темная окраска. Если пациент с широким разрезом рта и узкой верх­ней челюстью, то для придания иллюзии ширины челюсти оси верхних передних зубов следует расположить вертикальна Другим приемом иллюзии является наложение бо­ковых резцов на центральные. Этим достигается:


  1. уменьшение площади обзора центральных зубов и увеличение площади мелких боковых резцов.

  2. пространственная ситуация, привлекая к себе внимание, в свою очередь отвлекает от восприятия нежелательных больших размеров соседних зубов.
Более выпуклые формы зубов создают иллюзию узости, плоские зубы - ширины. Прямо­линейные зубы кажутся больше, овальные - меньше. Если изменить форму зубов или их несколько развернуть, то можно получить видимость изменения их пропорций и цвета. Во-первых, это объясняется уменьшением площади обзора, во-вторых, свойством осве­щенности поверхности в зависимости от угла наклона. Динамизм искусственным зубным рядам можно придать следующим образом:

  1. Трансверзальным наклоном зубов.

  2. Сагиттальным наклоном зубов.

  3. Поворотом зубов по оси.

  4. С помощью цветовых тонов зубов. Более светлые» зубы кажутся шире, более темные - уже.

  5. Различный цвет отдельных частей зуба.

  6. Создание сложной формы и рельефа зубов.
Большие возможности в усилении динамизма и ритма лица заложены в цвете. Раз­личные цветовые сочетания глаз, кожи, волос, зубов оживляют лицо и разрушают моно­тонность.

При необходимости создать иллюзию широкого зубного ряда следует боковые зубы подобрать светлее. Для создания иллюзии сужения»’ зубного ряда в центре располагают более светлые зубы. Эстетика съемных протезов зависит от выбора и постановки искус­ственных зубов, цвета и моделировки искусственной десны и видимости фиксирующих элементов протеза. Если обойтись без искусственной десны нельзя, то ее поверхность должна быть отмоделирована в соответствии с естественной десной. Прозрачная искус­ственная десна воспринимает цвет слизистой оболочки и делается незаметной. При выборе опорных зубов и вида фиксации протеза следует помнить об эстетике. Видные при улыбке кламмеры не делают внешний вид пациентов привлекательным. Эстетическим целям лучше отвечают балочные системы и атачмены.

У многих пациентов при высоких требованиях эстетики врач вынужден идти на компромисс - улучшай внешний вид съемного протеза - уменьшать фиксацию протеза. Для восприятия формы зубов человека врач ортопед-стоматолог должен вылепить или вырезать полные зубные ряды.

^ ЛЕКЦИЯ

Ортопедическое лечение заболеваний височно-нижнечелюстного сустава"

По данным различных авторов частота поражения ВНЧС составляет от 20 до 43,3% (И. И. Ужумецкене. Ю. А. Петросов, В. А. Хватова) чаще страдают женщины. Из 622 паци­ентов с заболеванием ВНЧС 78,8% составили женщины (Ю. А. Петросов, 1982). Заболе­ваний ВНЧС существует множество, так же как и много их классификаций.

I Всесоюзный съезд ревматологов (1971) предложил следующую классификацию заболеваний суставов.


  1. Воспалительные заболевания суставов (артриты).

  2. Дегенеративные (артрозы).

  3. Особые формы (опухоли, психогенные артропатии).

  4. Артриты и артрозы, связанные с другими заболеваниями.

  5. Травматические артриты.

  6. Внесуставные заболевания мягких тканей опорно-двигательного аппарата.

Классификация В. А. Хватовой (1982).


  1. Артриты (острые и хронические).

  2. Артрозы (склерозирующие и деформирующие, в хронической стадии и стадии обост­рения).

  3. Мышечно-суставные дисфункции.

  4. Анкилозы.

  5. Опухоли.
Стоматоневрологические симптомы, вывихи и подвывихи нижней челюсти и диска В. А. Хватова рассматривает как возможные осложнения всех названных заболеваний.

Классификация Ю. А. Петросова (1982).

I Дисфункциональные синдромы:

а) нейромускулярный синдром,

б) окклюзионно-артикуляционный синдром,

в) привычные вывихи в суставе (челюсти, мениска),

II Артриты

а) острые инфекционные (специфические и неспецифические) и аллергические,

б) острые травматические,

в) хронические системные (ревматические, ревматоидные) и инфекционно-аллер­гические,

III. Артрозы:

а) постинфекционные (неоартрозы),

б) посттравматические (деформирующие) остеоартрозы,

в) миогенные остеоартрозы,

г) обменные артрозы, анкилозы (фиброзные, костные).

IV . Сочетанные формы.

V. Новообразования (доброкачественные, злокачественные и диспластические (опухо­левидные) процессы. Ортопедическому лечению подлежат пациенты с дисфункциональ­ным синдромом и артрозами.


Ортопедическая стоматология, в первую очередь, ставит перед собой задачу полного восстановления жевательной функции у пациентов. Однако, не менее важным для врача стоматолога-ортопеда является и эстетический аспект протезирования, в частности, когда речь идет о реставрации передних зубов.


В последнее время значительно возросли требования пациентов к эстетической стороне протезирования. Поэтому так важно сегодня врачу-ортопеду иметь необходимые знания по эстетике, художественный вкус и навыки скульптора и художника. Необходимо остановиться на вопросах эстетики в ортопедической стоматологии. Эстетика – наука о закономерностях эстетического освоения человеком мира, о сущности и формах творчества по законам красоты. Как наука эстетика изучает сейчас все сферы эстетического освоения деятельности, касается любой творческой деятельности людей.


Эстетика протезирования Сейчас проблема эстетики протезирования является одной из главных в ортопедической стоматологии. Она включает: 1) исследование типов лица, формы, размеров и цвета зубов, зубных рядов и их взаимоотношение с окружающими тканями, обеспечивает эстетичный оптимум (эстетика лица); 2) эстетику протеза за счет использования современных технологий изготовления и материалов; 3) изучение типичных индивидуальных изменений, возникающих с возрастом, в случае аномалий, разрушение зубных рядов и другой патологии; 4) разработку методов устранения нарушений эстетических норм лица;


Зубное протезирование, как известно и свидетельствуют палеонтологические раскопки, было известно еще за несколько веков до нашей эры. Уже во времена Римской империи и в средние века изготавливались искусственные зубы эстетического назначения. Так при вскрытии пирамиды египетского фараона Хефреса был найден протез из дерева. Его возраст 4500 лет. При раскопках древнего города Сидона (1У – 111 век до нашей эры) найден протез, который можно было бы назвать прототипом современного мостовидного протеза. В гробницах этрусков (1Х – У1 век до нашей эры) найдены более совершенные протезы. Что характерно, материалами для изготовления искусственных зубов служили золото, слоновая и бычья кость, дерево и зубы людей и животных. Искусственные зубы изготавливались ювелирами, кузнецами, резчиками по металлу и кости.. Все это говорит за то, что во все времена те, кто занимался зубным протезированием стремились как можно естественнее восстановить утратившие зубы. Что достигалось применением материалов по своим свойствам соответствующим или напоминающих естественные зубы человека и изготовление их людьми, так или иначе связанных с какой-то мере с искусством (ювелиры, резчики, чеканщики и т.д.). С 1774 года для изготовления искусственных зубов стали применять фарфор, а с 30 годов нашего столетия пластмассы. С внедрением в стоматологическую практику этих материалов возможность достижения большого эстетического эффекта значительно возросла. Так как теперь сходство с естественными зубами по цвету, внешнему виду стало более реальным.


Для стоматолога- ортопеда каноном является ортогнатический прикус и все его признаки – зубные, мышечные, суставные, включая и конфигурацию лица в фас и в профиль, характерную для ортогнатического прикуса. Знание признаков ортогнатического прикуса помогает создать «идеальную», а вернее, среднюю, наиболее часто встречающуюся форму зубочелюстной системы. Но этого мало, необходимо также найти признаки, присущие только данному человеку, т.е. воспроизвести индивидуальное. Восстановление индивидуальных черт лица помогает изучение фотографий, сделанных до потери зубов; измерения на лице с использованием относительно постоянных анатомических ориентиров на костях и мягких тканях лица. Важным, определяющим эффективность протезов в эстетическом и в не меньшей степени фонетическом отношении, являются моделирование, изготовление, подбор и постановка фронтальных зубов.


Общие положения о эстетической гармонии формы, лежащей в основе постановки зубов. 1. В основе постановки зубов должен лежать принцип гармоничного сочетания формы отдельных элементов зубочелюстной системы и эффективного гармоничного функционирования. 2. Гармоничные формы зубов не отвлекают внимания и не портят общего впечатления от лица, а находятся в соответствии с его характером, конфигурацией и чертами. 3. Отсутствие гармонии означает прежде всего нарушение соответствия протезов анатомическим пропорциям лица и головы в целом, а также невозможность нормального функционирования зубочелюстной системы. Общие положения о гармонии формы и функции могут быть использованы не только при выборе и постановке искусственных зубов, но и при изготовлении других конструкций несъемных зубных протезов.


Для более качественного изготовления протезов с точки зрения эстетики существуют определенные анатомические ориентиры, знание которых облегчат врачу-ортопеду задачу изготовления полноценных протезов. 1. Ширина рта в покое соответствует ширине зубной дуги 6 передних верхних зубов. 2. Высота верхней губы соответствует высоте зубоальвеолярного комплекса верхней челюсти 3. Высота нижней губа соответствует высоте зубоальвеолярного комплекса нижней челюсти. 4. Длина крыла носа в два раза меньше высоты лба; в два раза меньше высоты носа и в два раза меньше нижней трети лица 5. Длина крыла носа в два раза меньше ширины рта и в два раза меньше высоты уха. 6. Длина крыла носа равна длине глаза и в четыре раза меньше наибольшей ширины лба. 7. Длина глаза равна ширине зубной дуги 4 верхних резцов и высоте верхней губы в покое. 8. Длина глаза равна ширине уха и в два раза меньше высоты уха. 9. Высота уха равна высоте верхней и средней трети лица. 10. Высота уха равна нижней трети лица и укладывается в высоте лица три раза. 11. Высота уха равна ширине рта и в два раза меньше наибольшей лобной ширины.



ЛИЦО – типы по Бауэру. На тип лица оказывает влияние развитость мозгового черепа, дыхательного и жевательного аппарата или костно-мышечной системы. Церебральный тип характеризуется сильным развитием головного мозга и соответственно мозгового черепа. Высокий и широкий лобный отдел лица резко преобладает над остальными, вследствие чего лицо приобретает пирамидальную форму с основанием, направленным кверху. Мимика церебрального типа концентрируется обычно в лобном отделе, вокруг больших и живых глаз. Респираторный тип характеризуется преобладающим развитием дыхательного аппарата, в зависимости от чего лицевая часть головы, шея и туловище приобретают ряд характерных особенностей. Благодаря сильному развитию полости носа и ее придатков средний отдел лица сильно развит; верхнечелюстные пазухи велики, скулы немного выступают. Лицо имеет ромбовидную форму, нос сильно развит в длину, его спинка нередко выпукла. Дигестивный тип характеризуется преобладающим развитием нижнего отдела лица (жевательный тип). Верхняя и нижняя челюсти чрезмерно развиты. Расстояние между углами нижней челюсти велико. Ветвь нижней челюсти очень широка, массивна, ее венечный отросток короток и широк, жевательные мышцы очень развиты. Рот окаймлен толстыми губами. Подбородок широк и высок. Вследствие сильного развития нижнего отдела лица при относительной узости лобной части лицо приобретает иногда характерную форму трапеции (обратноконическое). Мимика концентрируется преимущественно в нижнем отделе лица. Мышечный тип - верхний и нижний отделы лица приблизительно равны, граница волос обычно прямая, лицо квадратной формы. Хотя исследования показывают, что строго очерченных типов лица нет и чаще всего один тип сочетается с другим, а развитие устанавливается только на основании преобладания в том или ином случае различных признаков, определяющих тип лица, тем не менее в восстановительных целях очертание лица человека может быть определено как квадратное, коническое и обратноконическое.





Эстетическая стоматология в рамках ортопедической стоматологии Самый большой объем работ по эстетической стоматологии проводят стоматологи – ортопеды, которые работают как самостоятельно, так и вместе со стоматологами других специальностей. Совместно со стоматологами-терапевтами они устанавливают искусственные коронки на штифтовые зубы, вместе в хирургами после имплантации зубов устанавливают коронки и протезы. Собственно ортопедические работы по эстетическому восстановлению зубов могут быть разными, их выбор индивидуален и зависит от проблем и предпочтений пациента. Устанавливаются несъемные (мостовидные и консольные) и съемные (бюгельные) протезы, виниры (тонкие фарфоровые пластинки, которые устанавливаются на передние зубы для закрытия дефектов), вкладки (или полукоронки устанавливаются в качестве пломбы на коренные зубы при их больших дефектах).


Эстетическая стоматология в рамках ортодонтии Ортодонтия – это раздел стоматологии, который занимается исправлением неправильного положения зубов и аномалий прикуса с использованием съемных и несъемных аппаратов. Одной из основных причин обращения пациентов к ортодонту является неправильный прикус, который может значительно нарушать внешний вид пациента. В процессе ортодонтического лечения перемещаются и занимают другое положение отдельные зубы, восстанавливается нормальный вид зубных рядов и нижней челюсти.


Замечено, что красивая и здоровая улыбка оказывает благоприятное влияние не только на общее здоровье пациента, но и на его настроение, психологический статус, успешность, как в личной, так и общественной жизни. Восстановление функции – жевания, дикции - далеко не все, что сегодня является потребностью пациентов. Эстетический аспект лечения все чаще становится главной характеристикой, требуемой пациентами, и отличает качественное стоматологическое лечение от посредственного. Виниры, вкладки, коронки, выполненные с применением керамических материалов и современных компьютерных систем проектирования, позволяют получать эстетически неотличимые от естественных зубов результаты. Современная ортопедическая стоматология позволяет получить положительные результаты там, где другие методы лечения неэффективны или приводят к недолговечным или нестабильным результатам. Пример – восстановление, коррекция формы, изменение цвета с применением пломбировочного материала при разрушении зуба более чем на 40%. В этом случае без услуг ортопеда не обойтись: риски разрушения терапевтического восстановления зубов слишком значительны.стоматология Коронки, вкладки, съемное и несъемное протезирование, использование искусственных корней – имплантатов – весь этот широкий спектр стоматологических аппаратов позволяет стоматологам - ортопедам получать качественные, эстетически безупречные работы почти во всех случаях.


В. Н. Трезубов, А. С. Щербаков, Р. А. Фадеев Ортодонтия 2001г Руководство к практическим занятиям по ортопедической стоматологии для студентов 5 курсов - Лебеденко И.Ю г Терапевтическая стоматология: учебник. ч2. Болезни пародонта Барер Г.М г Терапевтическая стоматология: учебник. ч2. Болезни пародонта

9235 0

В настоящее время все большее количество людей предъявляют повышенные критерии к качеству изготовленных протезов. Они хотят не только восстановить жевательную функцию, но предъявляют требования к эстетике. В широком смысле, эстетика является феноменом интеллекта. Очень часто при протезировании пациентов, у которых имеются зубы, мы не всегда можем добиться высокого эстетического эффекта: или из-за отсутствия платежеспособности, или из-за того, что наши конструкции не всегда могут хорошо вписаться и подстроиться под конкретные условия в полости рта. Решается это или длительным ортодонтическим лечением, или даже хирургическими вмешательствами, что требует большого срока лечения и значительных затрат. При полном отсутствии зубов мы имеем хорошую возможность добиться быстрого и эстетичного протезирования. Однако очень часто врачи, изготавливая полные съемные протезы, не думают об эстетике, стараясь возместить лишь утрату зубов.

Эстетический эффект области рта определяется соотношением между постоянными, статическими (зубы, десны) и динамическими факторами (губы и непосредственно примыкающие мышцы), а также многочисленными изменениями этого соотношения в процессе функционирования.

Эстетическую оценку протезирования полным съемным протезом , конечно же, при отсутствии ошибки в определении высоты нижнего отдела лица, возможно проводить, в основном начиная со стомато-лицевой композиции. С расстояния, на котором возможно наблюдение стомато-лицевой композиции, проявляется возрастающая важность параллельности между зрачковой и окклюзионной (соединяющей вершины клыков) линиями. Однако при протезировании пациентов при полном отсутствии зубов зрачки могут быть на разном уровне, и поэтому приходится проводить воображаемую линию, параллельную окклюзионной.

Различают лицевую и стоматологическую средние линии, так как их совпадение не является 100 % закономерностью.

Статистические исследования, где использовали уздечку губы как ориентир, показали, что верхнечелюстная средняя линия совпадает со средней лицевой линией в 70 % случаев, и что эстетике не повредит незначительное отклонение от центральной средней линии. Это определенно означает, что средняя линия нижней челюсти не должна расцениваться как ориентир для расположения верхнечелюстной средней линии при постановке зубов фронтальной области.

Если при постановке зубов на базисе полного съемного протеза учтены все эстетические принципы, то на этапе примерки может быть воспроизведена совершенная улыбка, которая характеризуется следующим образом: передние зубы верхней челюсти обнажены на 2/3 длины, концы клыков едва дотрагиваются до нижней губы, изгиб режущих краев верхних зубов параллелен внутреннему изгибу нижней губы, видны 6 фронтальных верхних зубов и премоляры.

Видимость резцов верхней челюсти является важным параметром эстетической оценки, потому что это уменьшает восприятие раннего старения людей. В некоторых клинических ситуациях, в которых утрата снижен тургора кожей лица зашла далеко и техника тренировки мускулатуры становится нереальной, при постановке зубов во фронтальном отделе, их положение специально может быть удлинено на верхней челюсти и укорочено на нижней для достижения эффекта омоложения. Однако этот подход возможен только в том случае, когда он не вступает в конфликт с функциональными параметрами (длиной резцового пути, углом переднего ската ямки ВНЧС, значительной атрофией фронтальных отделов челюстей и др.). В 60 лет поддержание здорового расположения зубов не обеспечивает эстетичный внешний вид стоматологической лицевой композиции, если тонус мускулатуры лица не поддерживался годами.

У лиц пожилого возраста (70 лет) при отсутствии патологий полости рта провисание кожи лица может так выражено, что на восстановление эстетичного внешнего вида доступные приемы протезирования и мышечной тренировки значительного влияния не оказывают.

Таким образом, фронтальная группа зубов, в большей степени верхней челюсти, кроме своих непосредственных функций (направление движения нижней челюсти и др.), играет ведущую роль в достижении эстетической гармонии в области рта.

В 1914 г. Уильямсом (Williams) разнообразие форм контуров зубов было классифицировано как квадратная, яйцеобразная, коническая и смешанная. Уильямс также установил соотношение, которое, предположительно, существует между контуром лица и контуром верхнечелюстного резца. В дальнейшем получила развитие теория о гармоничном взаимоотношении между формой лица, формой стоматологической дуги и формой зубов, или триада Нельсона (Nelson), которая поддерживается многими ортопедами. Это утверждение было принято большинством стоматологов, хотя до сих пор подвергается критике различными исследователями. Соотношение параметров верхних центральных резцов является своего рода краеугольным камнем в дизайне улыбки. Длина и ширина фронтальных зубов очень сильно влияют на восприятие всей лицевой композиции. Цветовая гамма искусственных зубов полного съемного протеза также является одним из определяющих критериев эстетичности. Цвет зубов следует подбирать с учетом возраста и даже цвета кожи человека. Более светлый цвет зубов визуально уменьшает возраст.

Однако, несмотря на то, что фирмами-производителями предлагается достаточное многообразие цветовых оттенков гарнитуров зубов, небольшие отличия в оттенках внутри одного гарнитура или воспроизведение на некоторых зубах меловидного пятна или трещины вообще представляется большой редкостью.

В связи с таким положением некоторыми практиками была предложена и достаточно успешно апробирована технология, названная «макияж гарнитурных зубов». Если проблему тонального отличия клыков можно решить, взяв аналогичные от другого, более желтого по тону гарнитуры, то дополнительно индивидуализировать остальные зубы для их более гармоничной интеграции в полость рта в случае полной адентии только одной из челюстей или по ряду других эстетических показаний возможно только с помощью дополнительной технологии. Выпускающиеся многими фирмами красители для керамических и композитных материалов позволяют с успехом применять их для индивидуализации стандартных гарнитуров зубов и повышения эстетического эффекта протезирования полными съемными протезам.

Десна, образующая статическую рамку для зубов, при нормальных физиологических условиях имеет бледный оттенок и простирается примерно до цементно-эмалевого соединения.

Воспроизведение эстетики десны в съемных конструкциях имеет свои тенденции и подразделяется на воспроизведение цвета и формы (наружных контуров). В настоящее время имеется достаточное количество исследований, касающихся внутри- и межрасовых различий цветовой гаммы десневых тканей. Многими фирмами производителями предлагается до 20 различных оттенков базисных пластмасс, имитирующих, кроме этого, за счет специального наполнителя подслизистую капиллярную сеть. При желании можно имитировать несколько оттенков. Что же касается наиболее эстетичного и естественного воспроизведения поверхности искусственной десны на базисе, то для достижения этой цели существует довольно много приемов. Осуществление имитации общего наружного рельефа десны достигается гравировкой по воску.

Для воспроизведения десневого валика над шейкой зуба рекомендуется слегка поддеть с оральной стороны моделировочным шпателем и аккуратно, не разрушая воск, поочередно извлечь зубы фронтальной группы. Затем модель с восковым базисом необходимо поддержать вертикально над пламенем горелки, чтобы края восковых лунок искусственных зубов и межзубные сосочки слегка подплавились и сжались. Теперь остается только аккуратно вставить каждый зуб в соответствующую альвеолу. При этом мягкий воск в области шейки и межзубных промежутков слегка деформируется, образуя маргинальный десневой валик и межзубный сосочек натурального вида. Эта процедура требует от зубного техника достаточной осторожности, чтобы не передержать модель над горелкой и не допустить расплавления воска. Натуральный эффект общей десневой поверхности на базисе достигается после осуществления постановки зубов и гладкого оформления поверхности воска, при очень кратковременном внесении модели в пламя горелки и быстром последующим промакивании наружной поверхности воскового базиса пористой губкой. Те же самые манипуляции можно проводить и с использованием щетки. При этом на его поверхности очень натурально воспроизводится эффект «апельсиновой кожуры».

После полимеризации и полирования поверхность такого протеза выглядит практически натурально по сравнению с изготовленной традиционным способом. Аспекты воспроизведения маргинальной десны и общей десневой поверхности при стоматологических вмешательствах играют важную роль в эстетичности достигаемых результатов и, несомненно, ставят специалиста-практика, придерживающегося этих принципов, на более высокую профессиональную ступень.

Кроме перечисленных манипуляций, можно применить так называемую «косметическую постановку» передних зубов. Верхние центральные резцы ставятся под углом друг к другу «домиком». Один угол режущего края покрывает угол другого резца. Для того чтобы зубы не сильно выступали, у одного спиливают угол с вестибулярной поверхности, а у другого — с язычной. Вторые резцы и клыки с мезиальной поверхности несколько развертываются в губном направлении.

Нижние фронтальные зубы устанавливают под углом друг к другу. Края протеза должны быть объемными 2—3 мм. На нёбной поверхности должны быть воспроизведены «Ruge palatinum» усредненные или индивидуальные.

А.П. Воронов, И.А. Воронов, Д.А. Воронов
ГОУ ВПО «МГМСУ»

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ПРОБЛЕМЫ ЭСТЕТИКИ В ОРТОПЕДИЧЕСКОЙ СТОМАТОЛОГИИ

Клюшников О.В.,

Подкорытов Ю.М.,

Бессчастный Д.С.,

Подкорытов Е.Ю.

Возросший культурный и материальный уровень современных людей требует полноценного восстановления функций и внешнего вида лица, нарушенного, потерей зубов у всех пациентов не зависимо от их общественного положения, профессии и возраста.

Ортопедическая стоматология достигла значительных успехов в диагностике, профилактики и лечении заболеваний, требующих ортопедического вмешательства. Тем не менее, потребность в протезировании не сокращается, а к сожалению растет.

В последнее время значительно возросли требования пациентов к эстетической стороне протезирования. Поэтому так важно сегодня врачу-ортопеду иметь необходимые знания по эстетике, художественный вкус и навыки скульптора и художника. Необходимо остановиться на вопросах эстетики в ортопедической стоматологии.

Эстетика - наука о закономерностях эстетического освоения человеком мира, о сущности и формах творчества по законам красоты. Как наука эстетика изучает сейчас все сферы эстетического освоения деятельности, касается любой творческой деятельности людей. Складывалось это учение, прежде всего, в недрах искусства и разрабатывалось многие века художниками, скульпторами, музыкантами и философами.

В каждой науке существуют свои научные понятия, категории, методы. Для эстетики такими категориями являются понятия прекрасного, красивого, причем существует строгое различие между красотой и украшением.

Общепринято, что красота сопутствует здоровью человека. Поэтому трудно переоценить роль врача-ортопеда, который призван путем ортопедического лечения, с одной стороны, восстанавливать у больных нарушенную или полностью утраченную функцию зубочелюстной системы, а с другой - способствовать возвращению пациентам эстетически полноценной конфигурации лица.

Художественно-эстетический метод, который применяют в эстетике, охватывает многие дисциплины и средства, такие, как физика (оптика, свет), психология восприятия (иллюзии, эмоции), средство художественной выразительности, перспектива и пр. Включает этот метод и биометрию, дающую хотя и средние, но достаточно объективные цифровые данные.

Перечисленные и многие другие средства врач-ортопед применяет в процессе конструирования протезов, совместно с зубным техником. Стараясь сделать их наиболее приближенным к естественным зубам. Именно художественное творчество проявляют они, когда стремятся восстановить конфигурацию лица и отдельные элементы зубочелюстной системы больного: высоту прикуса, центральное соотношение челюстей, зубы, овал альвеолярных и зубных дуг и др. Также как перед художником или скульптором, перед врачом-ортопедом стоит задача воспроизведения объекта. Кроме того, врач в своей работе руководствуется основным принципом эстетики - законом гармонии.

Закон гармонии в приложении к нашей специальности может быть сформулирован следующим образом: Единство форму и функции, целостность построения зубочелюстной системы, соразмерность и пропорциональность отдельных ее элементов.

Эстетические факторы ортопедического лечения многогранны, но прежде всего они включают в себя понятия гармонии формы и гармонии функции. эстетическая стоматология зубочелюстная протез

Гармония формы означает соразмерность, пропорциональность отдельных элементов лица и зубочелюстной системы в покое. Например, наиболее привлекательными будут такие формы и размер зубов, которые соответствуют форме и величине лица человека, его головы, т.е. которые будут находиться в соответствии с общей конфигурацией лица и его элементов.

Гармония функции означает правильные и гармоничные движения нижней челюсти, сокращения жевательных и мимических мышц, правильное соотношение отдельных элементов лица и органов зубочелюстной системы во время речи, жевания, глотания. Если имеют место какие - либо приспособительные движения нижней челюсти во время жевания, производящие отрицательное впечатление - считается, что нарушена эстетика функции жевания.

Неправильное произношение звуков речи, зависящее от протезов, следует диагностировать как нарушение эстетики речи. Применительно к постановке искусственных зубов эстетически полноценной функциональной постановкой будет такая, при которой зубы выглядят естественно как в покое, так и при улыбке, смехе, разговоре, еде.

Ортопедическое лечение в эстетическом плане направлено, с одной стороны, на воспроизведение идеального образа лица человека, его зубочелюстной системы, а с другой - на отображение отклонений от идеального, т.е. восстановление индивидуального.

Зубное протезирование, как известно и свидетельствуют палеонтологические раскопки, было известно еще за несколько веков до нашей эры. Уже во времена Римской империи и в средние века изготавливались искусственные зубы эстетического назначения. Так при вскрытии пирамиды египетского фараона Хефреса был найден протез из дерева. Его возраст 4500 лет. При раскопках древнего города Сидона (IV-III век до нашей эры) найден протез, который можно было бы назвать прототипом современного мостовидного протеза. В гробницах этрусков (IX-VI век до нашей эры) найдены более совершенные протезы. Что характерно, материалами для изготовления искусственных зубов служили золото, слоновая и бычья кость, дерево и зубы людей и животных. Искусственные зубы изготавливались ювелирами, кузнецами, резчиками по металлу и кости. Все это говорит за то, что во все времена те, кто занимался зубным протезированием стремились как можно естественнее восстановить утратившие зубы. Что достигалось применением материалов по своим свойствам соответствующим или напоминающих естественные зубы человека. Изготовление их людьми, так или иначе связанно с какой-то мере с искусством (ювелиры, резчики, чеканщики и т.д.). С 1774 года для изготовления искусственных зубов стали применять фарфор, а с 30 годов нашего столетия пластмассы. С внедрением в стоматологическую практику этих материалов возможность достижения большого эстетического эффекта значительно возросла. Так как теперь сходство с естественными зубами по цвету, внешнему виду стало более реальным.

В эпоху расцвета греческого искусства великий скульптор Поликлет (V век до нашей эры) создал фигуру человека, получившую название "канона", которая долгое время служила руководством при определении пропорциональности частей тела человека (Поликлетом было установлено, например, что длина головы составляет 1/8 длины тела, а длина лица 1/ 10 длины тела). Для стоматолога-ортопеда таким каноном является ортогнатический прикус и все его признаки - зубные, мышечные, суставные, включая и конфигурацию лица в фас и в профиль, характерную для ортогнатического прикуса. Знание признаков ортогнатического прикуса помогает создать "идеальную", а вернее, среднюю, наиболее часто встречающуюся форму зубочелюстной системы. Но этого мало, необходимо также найти признаки, присущие только данному человеку, т.е. воспроизвести индивидуальное. И в этой части своей работы врач ортопед очень близок к художнику, потому, что, совершенствуясь в искусстве, живописец или скульптор проходит те же два этапа творческого роста: от принятого канона к воплощению индивидуального образа.

Восстановление индивидуальных черт лица помогает изучение фотографий, сделанных до потери зубов; измерения на лице с использованием относительно постоянных анатомических ориентиров на костях и мягких тканях лица.

Важным, определяющим эффективность протезов в эстетическом и в не меньшей степени фонетическом отношении, являются моделирование, изготовление, подбор и постановка фронтальных зубов. Многие исследователи пытались найти какие-либо закономерности в построении отдельных элементов зубочелюстной системы и выработать эстетические критерии для постановки и изготовления искусственных зубов.

Частое соответствие между формой лица и центральными резцами установили Халл, Бери, а затем и Вильямс. В результате многочисленных измерений на черепах людей различных рас были определены общие для всех рас три типа лица: треугольный, квадратный, яйцевидный (округлый), которым соответствуют по форме верхние резцы; установленные Вильямсом закономерности до настоящего времени используются при производстве искусственных зубов.

Некоторые авторы считают форму и величину головы надежным ориентиром для определения формы и величины зубной дуги. Длинная узкая голова обычно сочетается с длинным, узким небом, узкими конусовидными альвеолярными дугами и конусовидным расположением передних зубов. Округлая форма головы сочетается с округлой формой зубных дуг и зубов.

Согласно законам гармонии, выпуклому профилю лица соответствуют выпуклые зубы; прямому профилю - плоские зубы; плоскому лбу и впалым щекам соответствуют плоские зубы; выпуклому лбу и круглым щекам - зубы выпуклые с резко выраженным экватором.

Форма зубов должна также соответствовать контурам лица, если смотреть на него с разных позиций - прямо, сбоку, а также сверху и снизу. Законы гармонии могут быть использованы в качестве общего руководства в практике ортопедической стоматологии при изготовлении и выборе не только формы зубов, но и их размера и цвета. Искусственные зубы подбираются главным образом по лицевым признакам, но, кроме того, их выбор должен быть увязан с полом, возрастом, типом нервной системы пациента и конституцией.

Фронтальные зубы у мужчин по размерам больше, чем у женщин. Однако если учесть пропорциональные размеры тела у мужчин и женщин, то зубы у женщин оказываются больше, чем у мужчин. Зубы мужчин обычно отличаются более четко выраженными формами, подчеркивающими силу и мужество. Зубы женщины имеют более мягкие, гибкие контуры, повторяющие округлость, мягкость линий лица и тела.

Зубы пожилых людей. как правило, более темной окраски и нередко имеют резко очерченные, удлиненные шейки. Режущие края фронтальных зубов и особенно клыков уплощенные вследствие стираемости.

Обобщая вышеизложенное, можно сформулировать общие положения об эстетической гармонии формы, лежащей в основе постановки зубов:

1. В основе постановки зубов должен лежать принцип гармоничного сочетания формы отдельных элементов зубочелюстной системы и эффективного гармоничного функционирования;

2. Гармоничные формы зубов не отвлекают внимания и не портят общего впечатления от лица, а находятся в соответствии с его характером, конфигурацией и чертами;

3. Отсутствие гармонии означает, прежде всего, нарушение соответствия протезов анатомическим пропорциям лица и головы в целом, а также невозможность нормального функционирования зубочелюстной системы.

Общие положения о гармонии формы и функции могут быть использованы не только при выборе и постановке искусственных зубов, но и при изготовлении других конструкций несъемных зубных протезов.

Следует добавить, что из косметических соображений, т.е. чтобы скрыть от постороннего взгляда наличие протезов во рту, целесообразно, особенно у лиц пожилого возраста, при постановке фронтальных зубов нарушать строгую симметрию.

Функциональная асимметрия, наблюдается в природе вообще и в построении тела человека в частности, его лица и зубочелюстной системы. Воспроизведение этой асимметрии и особенностей расположения зубов, которые были до потери, а именно трем между зубами, поворотов отдельных зубов, их скученности и др., является средством для того, чтобы избежать впечатления об "искусственности" в восприятии протеза.

Одним из способов, при помощи которого можно придать искусственным зубам более естественный вид, является неровная постановка фронтальных зубов. Режущие края фронтальных зубов не должны стоять на одном уровне. Естественное впечатление производит, когда верхние центральные резцы и клыки длиннее, чем боковые зубы. Центральные резцы могут быть повернуты медиальными поверхностями в небном направлении, дистальными - в губном. Этот вид постановки особенно показан, когда имеется широкий альвеолярный отросток. Поворот медиальных поверхностей центральных и боковых резцов в сторону губ и дистальных в сторону неба полезен, когда альвеолярный отросток имеет треугольную форму.

Диастема и тремы в искусственной зубной дуге показаны для широколицых людей. Они могут сочетаться с уплощенными режущими краями и быть поставлены встык с нижними зубами.

Чтобы придать искусственным зубам естественный вид, можно применять двухцветные зубы, которые имеют режущие края более светлого оттенка, чем в пришеечной части. Возможно также наложение пломб или вкладок в пришеечной, проксимальной областях, на режущем крае фронтальных зубов или видимых поверхностях премоляров. Вкладки и пломбы могут быть изготовлены одномоментно у кресла больного из пластмассы, золота или серебряно-палладиевых сплавов. В пришеечной части целесообразно создавать треугольные просветы.

Рейте, применив метод фотомонтажа, привел многочисленные варианты постановки зубов в пределах "рамки губ" одного человека. Автор весьма иллюстративно продемонстрировал, как при изменении расположения фронтальных зубов только в вертикальной плоскости получается весьма различный эстетический эффект, вплоть до карикатурного. Особое значение в получении положительного зрительного впечатления от зубов Рейте придает учету так называемого лицевого, резцового, пришеечного эффекта постановки зубов.

Лицевой эффект, обеспечивающий общее впечатление от зубов, согласно Рейте, определяется формой зубов, цветом и их соответствием лицевым признакам. Резцовый эффект зависит от положения резцов по отношению к губам.

Пришеечный эффект определяется соотношением между шейками зубов и контурами десневого края. Зрительное впечатление от искусственных зубов будет благоприятным или неблагоприятным в зависимости от того, насколько правильно учтены и соблюдены при постановке резцовые и лицевые признаки зубов данного человека.

Для того чтобы получить положительный эффект при постановке зубов, необходимо определить индивидуальный уровень расположения верхних зубов по отношению к губе, чему помогает лябиометрия - измерение верхней губы и установление ее типа. Однако еще более точное определение уровня режущих краев фронтальных зубов по отношению к верхней и нижней губам и их вестибуло-оральное положение оказывается возможным при помощи функциональных фонетических проб.

Весьма важно, особенно при коротком типе верхней губы, найти не только расположение режущих краев фронтальных зубов, но и уровень шеек этих зубов.

Для того чтобы при улыбке не было видно искусственной десны Кемени (при коротком типе верхней губы) рекомендует ставить искусственные зубы длиннее, чем они были у пациента. Такая постановка зубов без искусственной десны может быть показана при определенных анатомических условиях, а именно нависающей форме вестибулярного ската и сохранившемся альвеолярном отростке челюсти.

В других случаях, если существуют определенные показания и условия, желательно осуществлять постановку искусственных зубов на "приточке" (незначительная атрофия фронтального участка альвеолярного отростка верхней челюсти).

В некоторых случаях лучшие в эстетическом отношении результаты обеспечиваются постановкой зубов, соответствующих по длине типу лица, но при условии особо тщательной моделировки базиса протеза, и созданием естественной формы альвеолярных выступов, рельефа десневого края, тщательной моделировки шеек зубов, имитирующих оголенные шейки зубов при заболевании пародонта и др.

Весьма существенным и необходимым моментом в постановке зубов является обеспечение красоты и, главное, естественности вида лица человека и в то время, когда он смеется или улыбается.

Переверзев предложил объективный метод оценки улыбки, которую он проводил на фасных фотографиях лица с помощью линейных и угловых измерений. Им были выделены следующие компоненты улыбки:

1. Степень обнажения зубов и альвеолярного отростка при улыбке;

2. Средние резцовые линии верхней и нижней зубных дуг (которые могут совпадать, что считается с точки зрения эстетики положительным, или не совпадать);

3. "Щечное пространство" - расстояние между видимым краем последнего зуба и углом рта.

Индивидуальные особенности расположения зубов в пределах "рамок губ", согласно перечисленным элементам, могут быть достаточно точно установлены врачом при оценке старых фотографий больных и повторены или учтены при протезировании.

Для более качественного изготовления протезов с точки зрения эстетики существуют определенные анатомические ориентиры, знание которых облегчат врачу-ортопеду задачу изготовления полноценных протезов:

1. Ширина рта в покое соответствует ширине зубной дуги 6 передних верхних зубов;

2. Высота верхней губы соответствует высоте зубоальвеолярного комплекса верхней челюсти;

3. Высота нижней губа соответствует высоте зубоальвеолярного комплекса нижней челюсти;

4. Длина крыла носа в два раза меньше высоты лба; в два раза меньше высоты носа и в два раза меньше нижней трети лица;

5. Длина крыла носа в два раза меньше ширины рта и в два раза меньше высоты уха;

6. Длина крыла носа равна длине глаза и в четыре раза меньше наибольшей ширины лба;

7. Длина глаза равна ширине зубной дуги 4 верхних резцов и высоте верхней губы в покое;

8. Длина глаза равна ширине уха и в два раза меньше высоты уха;

9. Высота уха равна высоте верхней и средней трети лица;

10. Высота уха равна нижней трети лица и укладывается в высоте лица три раза;

11. Высота уха равна ширине рта и в два раза меньше наибольшей лобной ширины.

Полученные величины могут быть использованы в повседневной практике врачей-ортопедов и зубных техников. На этих величинах и базируется статистическая и лабораторная части постановки искусственных зубов. Статистическая постановка зубов должна быть затем индивидуализирована путем использования функциональных признаков (жевания, речи, глотания), присущих данному человеку.

Одним из основных современных требований, предъявляемых к несъемным конструкциям протезов (штифтовые зубы, коронки, мостовидные протезы) тоже является эстетичность. Для достижения данной цели используют различные материалы (пластмасса, фарфор, металлокерамика и др.) и приемы. Те принципы, которые лежат в основе конструирования съемных протезов для достижения наиболее полного эстетического восстановления внешнего вида больных, в полной мере применимы для конструирования и изготовления несъемных протезов.

Когда коронками покрывается большая группа, эстетический фактор приобретает особо важное значение. Нередко больные отказываются от ортопедического лечения только ввиду нежелания покрыть зубы металлическими коронками. Применение коронок с облицовками, изготовление промежуточной части мостовидных протезов в виде фасеток дает положительный эстетический эффект. Особое внимание при изготовлении мостовидных протезов следует уделять разделке зубов промежуточной части протеза, правильной моделировки искусственных зубов. При сильной атрофии альвеолярного отростка в области дефекта рекомендуется зубы промежуточной части мостовидного протеза моделировать длиннее, чем они были у больного до потери зубов, или имитировать обнаженный корень, создавая впечатление обнаженных корней при болезнях пародонта, если существуют для этого клинические показания. При применении металлокерамических конструкций использовать искусственную десну.

В заключении следует отметить, что вершиной искусства моделировки, изготовления и постановки искусственных зубов следует считать естественность их вида в покое, во время функции жевания, речи, а также когда человек улыбается или смеется, в чем проявляют свое умение врача и зубного техника, их творчество, труд и знание дела, и конечно же их искусство. Нужно отметить, что качество ортопедического лечения определяется как подготовленностью и искусством врача, так и свойствами стоматологических материалов, клиническими методами и зуботехническими технологиями.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Основные и дополнительные методы исследования жевательного аппарата. Лечение заболеваний органов зубочелюстной системы в клинике ортопедической стоматологии. Внешний осмотр больного. Обследование полости рта, зубных рядов, пародонта зубов больного.

    презентация , добавлен 14.05.2015

    Деонтология и этика в ортопедической стоматологии. Обследование больных в клинике ортопедической стоматологии. Осмотр внеротовой области головы и шеи. Больные с аномалийным соотношением челюстей. Исследование альвеолярных отростков беззубых участков.

    презентация , добавлен 25.05.2012

    Место рентгенологического метода в комплексе обследования больных с заболеваниями челюстно-лицевой области. Методические подходы к исследованию зубочелюстной системы. Защита больных и персонала при рентгенологическом исследовании в стоматологии.

    реферат , добавлен 20.11.2009

    Определение понятия "менеджмент" в стоматологии. Рассмотрение подходов к управлению в стоматологии. Изучение управленческих функций в клинике. Описание взаимодействия субъекта и объекта управления. Обзор системы мотивации и формирования лояльности.

    контрольная работа , добавлен 19.11.2015

    Материалы, применяемые в стоматологии (конструкционные, вспомогательные, клинические). Особенности материалов, используемых врачом-стоматологом в процессе изготовления зубных протезов и на приеме больных. Характеристика свойств основных материалов.

    презентация , добавлен 26.10.2014

    История ортопедической стоматологии. Виды зубных протезов: металлокерамика, вкладки, виниры. Этапы зубного протезирования. Съемные и условно-съемные зубные протезы, уход за ними. Бюгельное протезирование зубов. Протезирование без обточки соседних зубов.

    реферат , добавлен 18.11.2009

    Классификация зубных протезов. Обзор применяющихся в ортопедической стоматологии сплавов. Основные требования, предъявляемые к ним. Литье сплавов металлов. Гальванический синдром, аллергия к ним. Характеристика методов изготовления зубных протезов.

    презентация , добавлен 19.01.2015

    Схема проведения обследования больных в клинике ортопедической стоматологии. Трудности при ортопедическом лечении больных. Получение представления о физическом и психическом состоянии больного и особенностях его челюстно-лицевой системы при обследовании.

    презентация , добавлен 17.12.2014

    Кариес зубов как одно из самых распространенных заболеваний человечества. Гигиенист стоматологический как основной специалист профилактической программы стоматологии. Успех ортодонтического лечения. Современное лечение стоматологических заболеваний.

    презентация , добавлен 27.03.2015

    Основные свойства пластмасс и их применение в практике ортопедической стоматологии. Характеристика современных стоматологических термопластических материалов: полиамидов (нейлон), полиоксиметилена, полипропилена, полиметилметакрилата, этиленвинилацетата.



Понравилась статья? Поделитесь ей