Контакты

Эмоциональное благополучие ребёнка

Эмоциональный фон влияет на то, как мы видим и трактуем те или иные события. Если он негативный, то мы окрашиваем все в «серые» цвета, причем такое состояние может затянуться надолго.

Что с этим делать, а еще лучше — как избежать негативного эмоционального фона в работе и жизни? Об этом рассказала руководитель направления Soft Skills, бизнес-тренер консалтинговой группы «Здесь и Сейчас», сертифицированный тьютор по развитию эмоционального интеллекта (European association of cultural and emotionally intelligent projects) Александра Егорушкина.

— Одна из трудностей в ситуативном управлении эмоциями связана с тем, что мы ничего не предпринимаем в своей жизни для поддержания стабильного позитивного эмоционального фона.


Бизнес-тренер консалтинговой группы

Например, за физическим здоровьем следим, физиологические потребности удовлетворяем. Но не работаем со своим эмоциональным состоянием и, как результат, сетуем на стрессы, утомляемость, апатию и отсутствие мотивации.

Давайте разберемся с тем, что же такое эмоциональный фон, как он влияет на нашу жизнь и что можно делать, чтобы его поддерживать.

Что такое эмоциональный фон

Эмоциональный фон — общее глобальное отношение человека к окружающей ситуации и себе самому.

Основные характеристики эмоционального фона:

1. Слабая интенсивность. Его достаточно сложно осознать, эмоциональный фон не ощущается ярко, однако в зависимости от того, негативный он или позитивный, все остальные переживания, отношение к ситуациям диктуются именно исходя из этой полярности.

2. Бо льшая длительность, по сравнению с эмоциями. Счет идет на часы, а часто даже и на дни.

3. Причины его появления не очевидны. За счет слабой интенсивности мы не успеваем отследить, в какой именно момент зародилось зерно того или иного эмоционального фона, поэтому очень трудно понять, какое именно событие или человек на него повлияли таким образом.

4. Влияние на активность человека. Эмоциональный фон повышает или понижает активность человека, его производительность. Кроме того, он, как фильтр в фотоаппарате, накладывает оттенок своего цвета на любое событие. Если случается проблема, а человек с негативным эмоциональным фоном, он воспримет ее существенно острее, чем обычно. И наоборот.

Почему у нас меняется эмоциональный фон

В основе любой эмоции лежит удовлетворение (тогда эмоция — позитивная) или, наоборот, неудовлетворение (и тогда она негативная) глубинных потребностей, ценностей каждого конкретного человека.


Представим себе человека, у которого ценности, например, это теплые отношения в семье, забота о близких, самореализация, ответственность (под ответственностью в данном случае понимаем «если взялся, то сделай хорошо»). У него есть работа, например, он руководитель в компании. А это значит — ответственность за показатели, сотрудников, процессы, компанию, клиентов и так далее. Есть годовое планирование в бизнесе и цели, которые ему необходимо достичь. Скорее всего, они звучат как-то вроде: «Прирасти в выручке/маржинальном доходе/прибыли, запустить новый продукт/проект/ направление». Эти бизнес-цели вроде как реализуют его потребности, например, отправить семью на лето на море, заработать на новую квартиру/машину/дачу.

Человек много работает, а чтобы всего этого достичь, частенько приходит поздно и, например, не видит семью, переносит планы на отдых в угоду работе.

И получается, что он систематически сам нарушает свои ценности, ничего не делает, чтобы они удовлетворялись или делает что-то, но редко и от случая к случаю.

И в глубине начинает зарождаться неудовлетворенность работой, семьей, жизнью, хронической усталостью и постоянными стрессами в попытках все успеть. Все это в свою очередь приводит к негативному эмоциональному фону. И это то, что может длиться 2, 3, 4 месяца.

Самое интересное, что человек может этого не замечать. Но люди вокруг начинают задавать вопросы, а все ли хорошо? Это видно семье, сотрудникам, друзьям. И это опосредованно влияет на них.

А если человек понимает, что что-то пошло не так, то часто он уже или ничего не может с этим сделать или не знает, что нужно. Это усиливает неудовлетворенность собой и приводит к еще большему ухудшению состояния. Появляется раздражительность, вспыльчивость на ровном месте или, наоборот, потеря интереса ко всему и апатия.

Что делать

Чтобы не доводить до такого состояния, нужно постоянно вкладывать усилия в свое эмоциональное состояние. Наши эмоции — это такая же часть организма, как, например, сердечно-сосудистая система, и им нужно постоянное внимание на двух уровнях: 1) не делать того, что катастрофически вредит и 2) делать что-то, что помогает быть в тонусе.

Какие шаги могут в этом помочь?

Шаг 1. Понять топ-10 ценностей. Истинный, не социально желательный. Честно, для себя. Что на самом деле для вас важно? Без чего вы — не вы? Ради достижения чего вы готовы пожертвовать чем-то?

Чаще всего это что-то нематериальное, то, ради чего мы обрастаем всевозможными материальными благами, но редко задаем себе вопрос: а зачем они нам, ради чего? Именно это чаще всего и есть наши ценности. Периодически, например, раз в год, нужно возвращаться к этому вопросу, так как если не сами ценности, то их приоритеты могут меняться.

Шаг 2. Определить долгосрочные цели. Списком. Что вы хотите сделать на какой-то период, например, в ближайший год.

Шаг 3. Согласовать цели и ценности. Определить, насколько каждая из целей помогает в реализации ценностей, присвоив каждой цели индикатор от 0 до 3 (0 — не помогает, 3 — помогает). Определить, какие ценности остались без внимания и что можно добавить/ изменить, что бы они все-таки реализовывались.

Самое неприятное, что достижение целей косвенно может помогать реализовывать наши ценности, например в этом году проявлением заботы о близких может быть поездка на море для ребенка. Но наше мышление паттернизировано и не всегда само достраивает эти связи. Ему нужно объяснять и согласовывать свои цели с ценностями, так как мы согласовываем задачи подразделений в компании, чтобы они не противоречили друг другу, а работали на достижение общей цели бизнеса.


Например, для ценности «Теплые отношения в семье» цель «Отправить семью на лето на море» сейчас весит, скажем, 0. А если уехать самому на лето с семьей на море? Это, уже, например, 2. Если возможности уехать нет, то можете ли вы в свой план добавить, например, раз в две недели проводить с семьей день без телефона? Или что-то подобное.

Способ есть всегда, важно захотеть его найти и быть честным с собой в отношении того, что для вас действительно важно. На позитивность эмоционального фона не сильно влияет объем времени, который вы уделяете цели, но важно его качество. Лучше один раз в месяц, но только с семьей, чем каждый вечер, но когда семья — это лишь фон для электронной почты. Ведь у каждого из нас в жизни были 5 минут, от которых мы окрыленные ходили неделями и о которых мы до сих пор вспоминаем с улыбкой.

Шаг 4. Не откладывать продуманные вами маленькие и большие радости. В моменте загрузки нам кажется, что 5 минут ничего нам не дадут и сверхсрочная работа важнее. А если перенести пришлось, то обязательно перенести на четкий срок и все-таки сделать.

Резюме

Чтобы чувствовать себя хорошо в эмоциональном плане, нужно постоянно что-то делать. Волшебной таблетки нет. Если вы будете хотя бы немного времени, но ежедневно уделять своему эмоциональному фону, то шансы встретиться с эмоциональным выгоранием сильно сокращаются. 5 минут в день не спасут вас от появления негативных эмоций в жизни вообще, но существенно облегчат ваше состояние и то, как вы на них будете реагировать.

Все родители мечтают, чтобы их дети не устраивали истерик по любому поводу, не капризничали, росли жизнерадостными и позитивными. Но как этого добиться?

Физическим и интеллектуальным развитием ребенка мы занимаемся буквально с пеленок, а вот эмоциональная сторона, как правило, обесценивается, «остается за кадром». На самые важные вопросы о развитии эмоций ответила Марина Мелия, профессор психологии, автор книги «Главный секрет первого года жизни», мама троих детей.
– Марина, как и когда нужно начинать заниматься эмоциональным развитием ребенка? И нужно ли это делать вообще?
– Безусловно, нужно. То, каким вырастет ребенок – неуправляемым и плаксивым или спокойным и дружелюбным – очень во многом зависит от того, как сложится первый год его жизни. В это время формируется основа всей эмоциональной сферы: и эмоциональный фон, который сохранится на всю жизнь, и способность понимать эмоции и сопереживать, и даже эмоциональная устойчивость.
1. Эмоциональный фон формируется в первый год жизни.
2. Мама знакомит ребенка с разными по окраске и интенсивности эмоциями.
3. Настроение мамы влияет на настроение младенца.
4. Зеркальные нейроны, помогающие нам понимать других, развиваются благодаря общению с близкими взрослыми.
5. Чтобы научиться понимать других, для начала малыш должен почувствовать, что понимают его
– Давайте пойдем по порядку. Что такое эмоциональный фон?
– Это наше «базовое» настроение, состояние. Конечно, всем нам свойственна смена настроения, а детям – особенно. Но нетрудно заметить, что одни малыши почти всегда радостны, активны, улыбаются, с удовольствием общаются, играют. Другие же, напротив, очень ранимы и впечатлительны, засыпают и просыпаются со слезами, их тяжело накормить, искупать, вывести на прогулку. Любая мелочь вызывает бурю эмоций и сопротивление.
– Разве это зависит не от темперамента?
– Да, но не только от него. Для формирования положительного эмоционального фона младенцу необходимо ежедневно получать свою «порцию счастья». А получает он ее благодаря общению с любящим взрослым, и для него нет ничего важнее и приятнее этого. Мама обнимает, ласкает, играет с малышом, «накачивая» его положительными эмоциями, и ребенок ощущает радость жизни.
Кроме того, ребенку нужно «помогать» вырабатывать привычку к положительным эмоциям, подкреплять их. Ведь если мама обращает внимание на малыша, только когда он кричит, плачет, чем-то недоволен, он быстро научится использовать негативные эмоции для привлечения внимания. А если мама будет откликаться и на проявления радости, на улыбки, смех, поддерживать их и радоваться в ответ, именно они станут «мостиком», с помощью которого малыш будет устанавливать контакт с окружающими.

Сегодня много пишут о том, что настроение, эмоциональный фон зависят от гормонального фона. Но гормоны вырабатываются, в том числе, и под влиянием внешних факторов. Мама улыбнулась малышу – и его сердце забилось чаще, он улыбнулся в ответ – и такая же реакция возникла у мамы. Положительные эмоции стимулируют в организме младенца выработку бета-эндорфинов, которые отвечают за ощущение удовольствия. Поэтому то, каким будет гормональный фон малыша, в значительной степени определяется качеством общения с мамой и другими близкими взрослыми.
В первые месяцы, ребенок и мама составляют практически единое целое. Младенец чувствует ее настроение и моментально его впитывает, «заражается» ее эмоциями. Когда мама спокойна, расслаблена – и ребенок спокоен, когда она встревожена, нервничает – и он плохо спит, хнычет, отказывается от еды.
– Получается, что мама всегда должна быть радостной и веселой? Но это же невозможно.
– Безусловно, мама имеет право на любые чувства и переживания. Это даже хорошо, когда ребенок видит маму разной – не только веселой, но и усталой, безразличной, грустной, раздраженной, испуганной. Так он знакомится с многообразием человеческих чувств и их проявлений. Но стоит помнить: все, что от нас исходит, сказывается на малыше, даже если мы не контактируем с ним непосредственно. Что бы мама ни делала – разговаривала по телефону, обсуждала что-то с мужем, смотрела телевизор, наводила порядок в доме и т.д. – вокруг нее всегда есть некое «энергетическое поле» со своим «радиусом действия».
– Перечисляя составляющие эмоциональной сферы, вы упомянули также сопереживание. Но способен ли маленький ребенок действительно сопереживать? Ведь это сложный навык, который не у всех взрослых-то развит.
– Ученые считают, что эмоциональный интеллект, то есть способность понимать чужие эмоции, сопереживать, «считывать» ситуацию, начинает развиваться именно в период младенчества. У каждого из нас есть физиологическая основа для этого – зеркальные нейроны, благодаря которым в нашей психике отражается состояние другого человека или его действия. Например, нам хочется зевнуть, когда рядом кто-то зевает, улыбнуться, когда кто-то улыбается, у нас напрягаются мышцы, когда мы видим, что кто-то падает.

Зеркальные нейроны «включаются» во время подобных действий – и мы понимаем, что́ именно делает человек, можем предугадать, что он будет делать дальше, и повторить какие-то его действия. Но у младенца пока есть лишь «базовый набор» зеркальных нейронов, которому еще предстоит развиться.
– И мы можем как-то помочь этому процессу?
– Здесь тоже помогает или мешает та атмосфера, в которую погружен ребенок с самого рождения, и качество общения с мамой. Чтобы научиться понимать других, для начала малыш должен почувствовать, что понимают его. Важно то, насколько мама «настроена» на ребенка, как точно распознает его состояния и отвечает на них. Например, когда младенец находится у нее на руках, сытый и довольный, он смотрит на маму – и она ему улыбается. Так она выступает своеобразным «зеркалом», «эхом», дает ему психологическую обратную связь, тем самым развивая его способность к пониманию собственных эмоций.
– А как быть с эмоциональной устойчивостью? Неужели ее тоже можно развивать, когда малышу нет еще и года?
– Эмоциональная устойчивость ребенка «выплявляется» из его индивидуальных особенностей, темперамента и опыта взаимодействия с мамой и другими близкими взрослыми в первый год жизни. Главное, что делает мама в этом направлении – определенным образом отвечает на его крик. Многие воспринимают этот крик как негатив, думают, что малыш делает это нам назло, пытается вывести нас из себя. На самом деле криком младенец призывает нас помочь ему, когда он испытывает неприятные ощущения – голод, холод, шум, яркий свет. Поэтому крик и слезы ребенка должны вызывать у нас сочувствие, а не раздражение, желание понять, о чем он нас просит. Для него это пока единственный способ изменить ситуацию, найти того, кто придет ему на помощь.

Когда малыш кричит, а мама не торопится подходить, что ему остается? Как-то приноравливаться: он может покричать-покричать и заснуть, отключившись от неприятных ощущений, или поменять «объект желания» и начать сосать собственный кулачок вместо материнской груди, или вместо радости при появлении мамы проявить агрессию – кусать ее грудь. Все это – предвестники первых механизмов психологической защиты. Сами по себе эти механизмы несут очень важную функцию: они ограждают нас от дискомфорта, снижают напряженность, тревогу, страх и тем самым помогают приспособиться к ситуации. Но они должны быть развиты в меру. Когда близкие не просто время от времени игнорируют потребности малыша, а практически всегда холодны и безразличны, психологическая защита выстраивается слишком жесткой, «непробиваемой».
А иногда мама, наоборот, откликается на крик моментально, без паузы, или настолько предупредительна, что все потребности ребенка предугадывает заранее. У малыша, окруженного такой сверхзаботой, уровень психологической защиты, как правило, очень низкий. Он растет чересчур чувствительным, не способен терпеть, переносить малейший дискомфорт. Именно такие дети закатывают истерики в магазинах, сбрасывают со стола не понравившуюся еду, не дают взрослым пообщаться – топают ногами, хнычут, тянут за рукав.
– Как же не впадать в крайности и найти золотую середину?
– Важно, чтобы мама не заражалась отрицательными эмоциями своего ребенка и сама не становилась агрессивной или напуганной. В психологии даже есть такой термин – «контейнирование». Это значит, что мама «перерабатывает» эмоции малыша и тем самым помогает с ними справиться. Например, малыш плачет, мама подходит к нему и говорит: «Ты проголодался, сейчас я возьму тебя на ручки, покормлю, и ты успокоишься». То есть она утешает ребенка, говорит ему что-то ласковое, комментирует свои действия, рассказывает, что сейчас будет происходить. Нужно, чтобы мама сумела почувствовать, что́ испытывает ребенок, «отзеркалить» его эмоции с помощью мимики, тона, посочувствовать ему.
Если же мама не научилась справляться с собственными отрицательными эмоциями, негативные эмоции ребенка будут вызывать у нее сильный стресс и желание поскорее избавиться от этих переживаний. И малыш научится тому, что весь «негатив» надо держать при себе, чтобы, не дай бог, не расстроить или разозлить маму.
Если мама отслеживает изменения в состоянии ребенка и своевременно на них отвечает, он постепенно научится осознавать свои эмоции и не будет их бояться. Мама выступает своего рода эмоциональным тренером: она находится рядом, настраивается на одну волну с малышом и помогает ему в эмоциональном взрослении.
С первого взгляда может показаться, что эмоциональное воспитание – наука сложная, а местами просто невозможная в исполнении, но это не так. Даже если мы сами пока что не очень хорошо справляемся со своими эмоциями, пробуем шаг за шагом учиться их осознавать и контролировать (но не подавлять).

Эмоции играют важную роль в жизни детей: помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. Проявляясь в поведении, они информируют взрослого о том, что ребенку нравится, сердит или огорчает его. Особенно это актуально в младенчестве, когда вербальное общение недоступно. По мере того как ребенок растет, его эмоциональный мир становится богаче и разнообразнее. От базовых эмоций (страха, радости и др.) он переходит к более сложной гамме чувств: радуется и сердится, восторгается и удивляется, ревнует и грустит. Меняется и внешнее проявление эмоций. Это уже не младенец, который плачет и от страха, и от голода.

В дошкольном возрасте ребенок усваивает язык чувств – принятые в обществе формы выражения тончайших оттенков переживаний при помощи взглядов, улыбок, жестов, поз, движений, интонаций голоса и т. д.

С другой стороны, ребенок овладевает умением сдерживать бурные и резкие выражения чувств. Пятилетний ребенок в отличие от двухлетнего уже может не показывать страх или слезы. Он уже способен не только в значительной степени управлять выражением своих чувств, облекать их в общепринятую форму, но и осознанно пользоваться ими, информируя о своих переживаниях окружающих, воздействуя на них.

Но дошкольники все еще остаются непосредственными импульсивными. Эмоции, которые они испытывают, легко прочитываются на лице, в позе, жесте, во всем поведении.

Основными методами, позволяющими выявить особенности эмоционального развития, считаются наблюдение и специальные рисуночные методы.

Наблюдение – наиболее старый метод психологического исследования, «состоящий в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии психических явлений с целью изучения их специфических изменений в определенных условиях и отыскания смысла этих явлений, который непосредственно не дан» , и при изучении эмоциональных особенностей этот метод может стать информативным.

На какие же параметры в эмоциональных проявлениях нужно, прежде всего, обратить внимание? Начнем с эмоционального фона. Он имеет много общего с настроением, но это более размытая, продолжительная и устойчивая форма выражения эмоционального состояния. Эмоциональный фон может быть положительным или отрицательным. Положительный эмоциональный фон проявляется в приподнятом настроении, улыбке и жестах, выражающих открытость и расслабленность, руки свободно двигаются, голова поднята, во время беседы корпус направлен в сторону собеседника. Ребенок легко вступает в общение и игры, проявляя заинтересованность. Это не означает, что при обследовании он не станет стесняться. Возможна некоторая напряженность, постепенность в установлении контакта.

Отрицательный эмоциональный фон характеризуется подавленностью, плохим настроением, растерянностью. Ребенок почти не улыбается или делает это заискивающе, голова и плечи опущены, руки висят вдоль тела или лежат на столе, выражение лица грустное или индифферентное. В таких случаях возникают проблемы в общении и установлении контакта. Ребенок часто плачет, легко обижается, иногда без видимой причины. Он много времени проводит один, ничем не интересуется. При обследовании такой ребенок подавлен, не инициативен, с трудом входит в контакт.

Иногда бывает трудно отличить эмоциональный фон от реакции на ситуацию обследования. Вполне возможно, что ребенок стесняется или боится новой обстановки. В таком случае лучше обратиться к рисуночным или другим проективным методам.

В целом эмоциональный фон дает психологу информацию о степени эмоционального благополучия ребенка.

Другой важный параметр – выраженность эмоций, т. е. то, насколько ребенок умеет выражать свои чувства, насколько богат его эмоциональный мир. Зачастую дошкольники еще не до конца освоили культурные формы выражения эмоций. Они еще не всегда могут сдержать такие эмоциональные проявления, как крик, плач и т. п. В некоторых случаях дети просто не обучены этому, в других – стараются использовать их с целью воздействия на взрослых, в третьих – не могут сдержаться. Важно посмотреть, насколько богат и разнообразен эмоциональный мир ребенка, усвоены ли им оттенки эмоций, или они плоские, односторонние, невыраженные. В последнем случае ребенок реагирует однотипно (улыбается или плачет) или вообще не выражает никаких чувств. Это сигнал психологу для более тщательного изучения особенностей ребенка, так как может свидетельствовать об органических поражениях, предрасположенности к неблагоприятному развитию личности.

Следующий важный параметр – эмоциональная подвижность. Очевидно, что эмоции детей более подвижны, чем у взрослых. Это объясняется незаконченной миелинизацией нервных волокон, что приводит к частому переходу от возбуждения к торможению и наоборот, а внешне выражается в быстрой и легкой смене эмоций от печали к радости, от горя к веселью. Однако чрезмерно быстрая и частая смена настроений говорит о повышенной эмоциональной подвижности, неустойчивости. Такие дети в игре бурно радуются, эмоционально включаются в ситуацию и тут же могут расплакаться по незначительному поводу. Резкую смену настроений может вызвать успех или неудача при выполнении задания, радость сменяется обидой, разочарование – гневом, страх – неудержимым весельем.

Краткий психологический отоварь / Сост. Л.А Карпечко; под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского, – М., 1985. С.195.

Эмоциональная устойчивость ребенка – задача его родителей. И первый год жизни малыша играет здесь главную роль.

Вот, что нужно помнить:

  • Ребенок рождается буквально с «клубком» эмоций, в которых он не может разобраться самостоятельно.
  • Эмоциональный фон формируется в первые 12 месяцев жизни
  • Главным учителем и опорой на пути к постижению человеческих эмоций для малыша является мама.
  • Настроение матери неизбежно влияет на настроение ребенка.
  • Зеркальные нейроны, отвечающие за умение понимать эмоции других, развиваются в процессе общения со взрослыми.
  • Сначала малыш должен убедиться, что понимают его. Затем он сможет научиться понимать других.

Эмоциональный фон: или почему мой ребенок все время плачет?

Эмоциональный фон – это базовое, преобладающее настроение малыша. Наверняка вы видели детей, которые чаще смеются и тех, кто устраивает истерики по любому поводу. Это и есть эмоциональный фон.

От чего он зависит:

  • ежедневная порция счастья. Такие положительные эмоции ребенок получает, общаясь с любящим взрослым. Мама улыбается ему, целует, обнимает, ласково разговаривает, играет с ним. Ребенок ощущает радость жизни.
  • привычка к базовому позитивному восприятию. К сожалению, современные мамы настолько заняты собой и своими гаджетами, общением с такими же подругами или другими «важными» делами, что обращают внимание на детей, только когда те плачут. Ребенок в такой ситуации видит что? Правильно, маму можно привлечь только негативными эмоциями. Это быстро станет привычным состоянием.

Чтобы вырастить гармоничную личность маме следует:

  1. сохранять спокойствие в кризисных ситуациях;
  2. избавить себя от негативных эмоций и ненужных переживаний;
  3. откликаться на проявления радости у ребенка, улыбаться в ответ, веселиться вместе с ним.

Я же не могу все время смеяться! Или как познакомить ребенка с разными эмоциями без вреда для него

Конечно, взрослая мама испытывает не только радость, но и грусть, злость, раздражение, усталость и страх. Важно помнить, что младенец реагирует на все эмоциональные проявления матери.

Хорошо, когда он видит маму разной. Так малыш познает многообразие человеческих эмоций. Однако нужно всегда соблюдать меру и не переносить свой негатив на ребенка.

Что такое зеркальные нейроны, и как они работают?

Психологи считают, что эмоциональный интеллект начинает развиваться в младенчестве. Способность ребенка сопереживать или отвечать на эмоции других заложена генетически. За это и отвечают зеркальные нейроны. Мы улыбаемся, когда кто-то улыбается нам, напрягаемся, когда кто-то падает.

Зеркальные нейроны – это физиологическая основа понимания чужих эмоций и ситуаций. У младенца набор таких клеток самый простой. Ему нужно активно развивать свои способности, чтобы научиться предугадывать действия людей и считывать настроение окружающих.

Отталкиваясь от этого, мама должна давать малышу обратную связь. Например, когда он сыт и находится у нее на руках, мама улыбается. Ребенок улыбается в ответ. Эмоциональная связь работает.

Важно! «Настройка» мамы на ребенка является ключом к формированию положительного эмоционального фона. Хорошо ли вы понимаете своего малыша? Как быстро вы определяете его эмоциональное состояние?

Эмоциональная устойчивость и ее тренировка: возможно ли это?

Как вырастить ребенка эмоционально устойчивым, ориентируясь на полученные знания? Для начала нужно принять, что дети до года призывают близких на помощь криком. Для них это единственный способ изменить ситуацию, «доложить» о дискомфорте.

Если мама реагирует на детский плач негативными эмоциями, это вряд ли даст ей очки. Ребенок не плачет назло. Он просто хочет, чтобы его потребности были удовлетворены.

Как работать с этим знанием:

  • время от времени нужно давать ребенку возможность переключиться с возникшей проблемы, самостоятельно найти выход. Например, если малыш зовет маму, а мама долго не приходит, он может начать сосать кулачок и заснуть. Найдет что-то интересное и будет играть. Детям нужно учиться заниматься собой. Это механизм психологической защиты, очень важный для будущего;
  • холодная и отстраненная мама неизбежно вырастит морального калеку. Если к ребенку никто не подходит систематически, защита будет непробиваемой;
  • если мама предупреждает любые потребности малыша, не дает ему почувствовать дискомфорт даже временно, ребенок будет лишен защиты вовсе. Он не сможет мириться с малейшим стрессом. Такие дети устраивают истерики, топают ногами, перебивают взрослых, выбрасывают еду.

Почему мама должна быть спокойной, или как не стать источником комплексов у ребенка?

Мама – оплот и опора для ребенка. С нее он начинает познание мира и на нее ориентируется во всем. Если мама раздражается от детского плача, стремится поскорее избавиться от причиняемого ей самой дискомфорта, ребенок поймет, что негативные эмоции нужно держать при себе.

Если же мама понимает потребности своего малыша, может спокойно на них реагировать, посочувствовать ему, он научиться отслеживать свои эмоции и понимать их. Ребенок не будет бояться разозлить взрослых, а станет открытым. Умение принимать эмоции и чувства – первый шаг на пути к способности правильно выражать их и справляться с негативом.

На первый взгляд может показаться, что развитие эмоционального интеллекта – сложная наука. На самом деле это просто и интересно обоим: маме и малышу. Занимайтесь вместе с детьми, и ваша жизнь станет намного лучше.



Понравилась статья? Поделитесь ей