Контакты

Чувство собственного достоинства и личная честь примеры. Что такое честь и достоинство

Быть человеком чести означает быть добрым, честным и чутким, не ожидая награды за свое поведение. Это редкое сочетание достоинств, но попрактиковавшись, любой может стать благородным. Вы хотите быть тем типом человека, который отстаивает свои убеждения, а не уходит от них, который спасает своих друзей, когда они нуждаются в вас, и тем, кто известен как порядочный гражданин? Начните с малого, например, приходите, если вы сказали, что придете или предлагайте помощь, если кто-то нуждается в ней. Когда вы практикуетесь жить честно в повседневных поступках, и даете людям понять, что они могут на вас рассчитывать, благородство будет ощущаться, как ваша вторая натура.

Шаги

Часть 1

Развивая чувство благородства
  1. Будьте тем человеком, которым, как вы говорите, вы являетесь. Легко быть приятным человеком, ходить с готовой улыбкой и «приветствовать» всех, кого вы видите. Но, быть благородным не то же самое, что быть доброжелательным. Когда дело доходит до чести, важнее быть подлинным. Показывайте миру, кто вы на самом деле, даже если это идет в ущерб вашей репутации «милого» человека. Чтобы быть человеком чести, вы должны быть надежным.

    • Если вы скрываете ваши истинные мысли и чувства за «маской», попробуйте снять маску и посмотреть, что произойдет. Может быть, людей это сначала оттолкнет, но через некоторое время они будут доверять вам больше, так как вы больше открыли себя для них.
    • Это не значит, что вы должны ходить и быть неприветливым, но старайтесь лучше выражать то, что вы действительно чувствуете, вместо того, чтобы все приукрашать, это нужно, чтобы облегчить социальное общение или попытаться понравится людям.
  2. Делайте то, что вы говорили, что вы собираетесь делать. Если вы постоянно отменяете дружеские планы, или не появляетесь, когда вы сказали, что поможете, поработайте над этим. Может быть, вы на самом деле имели это в виду, когда говорили, что встретитесь со старым другом, который все время названивает, но ваши действия говорят громче, чем ваши намерения. Главным элементом того, чтобы стать благородным человеком – избавится от ваших ненадежных тенденций.

    • Каждая, казалось бы, безобидная ложь делает вас менее надежным в глазах других, и вскоре люди не будут считать вас надежным вообще. Делайте то, что вы говорите, несмотря на то, насколько это незначительно, воспитает характер и разовьет ваше чувство чести.
    • Практикуйтесь. В конце концов, вы будете ненавидеть то чувство, когда не следуете своим словам, вы перестанете брать обязательства, которых вы не можете придерживаться.
  3. Укрепляйте вашу систему ценностей. Во что вы верите? В той или иной ситуации, как вы решаете, что правильно, а что нет? Иметь крепкую систему ценностей является ключом к благородству, так как действующий с честью человек означает человек, которые делает правильные вещи, даже если другие с вами не согласны. Это может быть очень трудно понять, как вести себя с честью в той или иной ситуации. Ваши ценности – это то, к чему вы прибегаете за ответами, когда некого спросить. Когда вы приравняете себя с ними, вы сможете гордиться собой за то, что сделали все возможное, независимо от того, каков будет итог.

    • Ваши ценности могут быть приравнены с определенной религией или другой системой убеждений. Может быть, ваши родители вложили в вас крепкие убеждения, когда растили вас. Попробуйте изучить ваши ценности, чтобы убедиться, что вы действительно верите в них, так как трудно постоять за что-то, если ваш инстинкт говорит вам, что это не совсем так.
    • Если это понятие трудное, и вы ищете ответы, попробуйте обговорить это с людьми, которых вы считаете мудрыми, читающих философские и религиозные тексты, или посещающих богослужения. Исследуйте различные системы ценностей и сравнивайте их принципы со вашим жизненным опытом, чтобы выяснить, что правильно.
  4. Заботьтесь о других людях. Благородный человек действительно волнуется за людей в его жизни. К ним относятся родители, которые работают на второй и третей работе, чтобы их дети ни в чем не нуждались, друзья, которые не позволяют их приятелям садиться за руль после ночи пьянства. Человек чести показывает свою глубокую любовь к другим своими действиями. Если люди в вашей жизни не знают, что на вас можно положиться, время показать им это.

    • Также заботьтесь о людях за пределами вашего ближайшего окружения. Вести себя благородно не ограничивается только помощью людям, которых вы знаете и любите. Что бы вы сделали, если бы вы шли по улице и увидели, что кто-то нуждается в помощи?
    • Обозначьте ваши границы. Конечно, трудно давать мелочь каждому отдельному человеку, который просит о ней. Невозможно помочь всем, с кем вы столкнетесь. Но быть человеком чести означает видеть людей как людей, уважая их человечность, и отдавая то немногое, что вы можете предложить.
  5. Избавьтесь от скрытых мотивов. Если вы благородный человек, вы помогаете людям, потому что вы заботитесь о них, и вы не ожидаете, что это окупится. Когда вы делаете что-то в этом роде, не должно быть корыстного мотива за этим; вами движет любовь. Подумайте о решениях, которые вы делаете каждый день, и решите, что ими движет. Только вы знаете, запятнаны ли ваши действия мотивом, о котором вы не хотите, чтобы другие знали.

    • Например, вы никогда не давали совет, который послужил вам, вместо того, чтобы действительно попытаться помочь человеку? Если ваша сестра спрашивает вас, как вы думаете, должна ли она переехать в Нью-Йорке, а вы действительно хотите, чтобы она осталась в городе, не позволяйте вашим чувствам испортить ваш совет. Посоветуйте ей делать то, что вы считаете лучшим для нее, не для вас.
    • Не взращивайте негодование насчет помощи, или интерес от того, что вы получите из данной ситуации. Если вы не хотите делать что-то, вы должны прекратить делать это. Гораздо благороднее быть искренним в том, что вы чувствуете, чем тайно презирать то, что вы делаете.

    Часть 2

    Вести себя достойно
    1. Работайте ради того, что вы хотите. Вы хотите новую машину? Парня? Немного новой одежды? Вы заслуживаете все эти вещи, но не используйте ярлыки, чтобы получить их. Намного легче выбрать легкий путь, но это, как правило, сделает больно кому-то еще, и если вы делаете это достаточно часто, это будет иметь неприятные последствия. Если вы что-то хотите, работайте ради этого. Это почетное дело.

      • Не воруйте или пытайтесь вымогать деньги у людей вместо того чтобы заплатить то, что вы должны.
      • Не стоит бесстыдно флиртовать с чужой пьяной девушкой вместо того, чтобы сформировать настоящие отношения с тем, кто свободен.
      • Не занимайте деньги у ваших друзей и семьи, вместо того, чтобы устроится на работу.
      • Не берите кредит на чужую идее вместо того, чтобы придумывать ваши собственные идеи.
    2. Говорите правду. Честность и честь идут рука об руку. Поработайте над тем, чтобы всегда говорить правду, несмотря на то, что это касается ваших собственных намерений или внешней ситуации. Это, безусловно, заставит вас чувствовать себя неудобно время от времени, и вы можете стать предметом гнева или обид других людей. Но, в конечном счете, люди поймут, что вы тот, кто говорит все, как есть, а не приукрашает все.

      • Если есть ситуация, в которой вам не комфортно говорить правду, лучше ничего не говорите. Это лучше, чем лгать.
      • Когда дело доходит до маленькой лжи, которую мы говорим, чтобы не задеть чужие чувства, позвоните. Просто знайте, что если вы лжете достаточно часто, даже если это небольшая ложь («Нет, это платье выглядит великолепно!» или «Да, мне действительно понравилась твоя речь!») люди перестанут доверять вашему мнению, и начнут считать, что вы просто были любезны.
    3. Защищайте то, во что верите. Развивать ваши ценности это одно, но постоять за них это совсем другое. Легко доказать то, что находится в вашей голове, но благородные люди говорят и вмешиваются. Защищать свои ценности может означать многое, и к этому не всегда нужно привлекать большое шоу. Вскоре, вы сможете вести себя достойно и быть примером для других людей.

      • Например, если все на работе высмеивает определенного человека, когда его нет рядом, вы могли бы дать понять, что вы не считаете это правильным. Иногда просто сказать: «Я не согласен» или даже менять тему разговора каждый раз, когда дело доходит до этого, – это способ высказать ваше мнение.
      • Иногда вам придется столкнуться с более серьезной проблемой, и вы должны будете выбрать между тем, чтобы постоять за то, что вы считаете правильным и сохранить вашу работу, или остаться друзьями с кем-то, или отстаивать свою репутацию в качестве милого и доброго человека. Это тот момент, когда настоящая честь умирает, и, надеюсь, вы оставались благородным в маленьких ситуациях и это подготовит вас к большим решениям.
    4. Приходите на помощь людям. Если бы вы нарисовали мультфильм благородного человека, это могло бы выглядеть так: парень отказался от своего места в автобусе для пожилого человека, помог ребенку нести его багаж и предложил заплатить за кого-то, кто забыл деньги. Эти все клише продемонстрировать поведение благородного человека, но также это те ситуации, которые могут произойти в реальной жизни, и обеспечить легкую возможности стать немного благороднее. Тем не менее, настоящая честь проявляется тогда, когда вы призваны сделать то, что вы на самом деле не хотите делать, но вы делаете это в любом случае.

      • Например, может быть, ваш брат и две его собаки нуждаются в месте, где можно остановиться на три недели, после потери их дома. Ваше пространство будут стеснять, но он ваш брат, поэтому вы идете на это.
      • Или может быть, вы в машине по дороге в аэропорт, чтобы успеть на рейс в Венецию на ваш медовый месяц, и вы стали свидетелем того, как автомобиль ушел с дороги и попал в ограждение. Даже если это будет означать, что вы собираетесь пропустить ваш рейс, вы остановитесь и предложите вашу помощь.
    5. Никогда не манипулируйте людьми. Важной частью того, чтобы быть человеком чести, – это понимать, какое влияние ваши слова и действия оказывают на других людей. У вас есть возможность помочь, и у вас есть возможность навредить. Не связывайтесь с эмоциями людей, как способ заполучить то, что вы хотите. Это легко делать даже не осознавая этого, так что постарайтесь быть более внимательным к тому, какое влияние вы оказываете.

      • Не пользуйтесь слабостью, например, с помощью чьей-то болезни получить превосходство над ними.
      • Не контролируйте тех, кто окружает вас. Пусть они принимают свои собственные решения.
      • Не используйте чувство вины людей, чтобы сделать то, что вы хотите.
      • Не позволяйте людям думать, что вы испытываете больше эмоций, чем есть на самом деле.

Страница 20 из 32

Честь и достоинство

Среди понятий нравственного самосознания заметное место занимают понятия чести и достоинства личности.

Честь – это понятие, отражающее признание достоинства человека со стороны других, а также принятие или утверждение человеком этого признания. В отличие от достоинства в собственном смысле слова «честь» воздается в соответствии с мерками и ожиданиями, распространенными в данном сообществе (сословно-групповом, локальном, профессиональном) или предполагаемыми по отношению к занимаемому человеком статусу.

Достоинство – характеристика человека с точки зрения внутренней ценности, соответствия собственному предназначению.

В понятиях чести и достоинства выражаются представления морали о ценности всякого человека как нравственной личности, содержится требование уважительного и доброжелательного отношения к человеку, признания за ним свободы самоопределения и равенства в правах с другими. Одновременно в этих понятиях зафиксирована способность личности к самооценке и самоконтролю на основе требовательного и ответственного отношения к самому себе. Честь и достоинство человека предполагают совершение им только таких поступков, которые способны обеспечить ему общественное уважение, высокую личную самооценку и переживание морального удовлетворения.

Однако наряду с общими характеристиками понятий чести и достоинства следует видеть и определенное различие между ними. Понятие чести в большей мере связывается с общественной оценкой или самооценкой личности поведения человека как представителя определенной общности, социальной группы в связи с определенными требованиями, которые общественное мнение предъявляет к члену этой общности или социальной группы. Говорят о чести дворянина, чести офицера или чести жены, чести девушки. Честь требует от человека поддерживать и оправдывать ту репутацию, которой он обязан вследствие своей принадлежности к некоей общности и собственным заслугам. Поэтому в чувстве чести значительная роль принадлежит внешним критериям. Однако чувство чести как нравственное чувство ориентировано не только на внешние критерии. Иначе нравственная мотивация могла бы быть заменена расчетливым желанием слыть и казаться тем-то и тем-то вместо того, чтобы быть им на самом деле. Нравственная мотивация чувства чести связана со стремлением человека к внутренней честности и порядочности по отношению к нравственным требованиям и к самому себе.

Понятие достоинства имеет более широкий нравственный смысл и основывается на признании равных прав каждого, на внутреннем самоуважении личностью себя и уважении как равного со всеми морального субъекта.

Понятие человеческого достоинства говорит нам об особой ценности человека. Чувство собственного достоинства – это переживание собственной ценности и утверждение ее, возможно, вопреки обстоятельствам.

Проблема достоинства была освещена в этических трудах выдающегося немецкого мыслителя XVIII века Иммануила Канта. Кант утверждал, что человек как разумное существо никогда не может быть лишь средством подобно простой вещи, а всегда является целью самой по себе. Именно из разумности человека возникает по Канту его достоинство – особая ценность и значимость людей как личностей.

Каждый человек обладает достоинством в силу своей разумности и принадлежности к человеческому роду, таким образом, достоинство – родовое качество разумных существ. Способность сознавать, ставить цели, следовать нравственному закону – это то, что поднимает людей над слепой природой, живущей только стихийными влечениями, находящейся в тисках необходимости. Человек причастен разуму и свободе, и это делает его достойным особого положения в мире. Каждый, считает Кант, обязан чувствовать, что он достоин истинно человеческого отношения, должен обладать глубоким самоуважением, признавать в себе существо с особым статусом в бытии. При этом, утверждает великий моралист, каждый должен также признавать и уважать достоинство других людей. Все люди равны в своем достоинстве, в этом смысле среди них нет «более значимых» и «менее значимых».

Идеи И. Канта о достоинстве стали основополагающими для рационалистической этической мысли последних столетий. Кант основывает достоинство на разумности как собственно человеческом качестве и не упоминает о Боге. В противоположность И. Канту вся религиозно-философская западноевропейская традиция усматривает достоинство человека в его богоподобии. Господь создал человека по своему образу и подобию, он вложил в него дух, который выше ограниченного земного разума, и хотя человек согрешил и пал, он сохраняет свою глубинную связь со Всевышним. Человек как духовное существо обладает свободой – вполне божественной прерогативой – и способностью к творчеству. Его душа бессмертна, вечна, и этим он в корне отличается от всех других живых существ. С точки зрения христианства, человек должен быть смиренным и испытывать «страх Божий», и все же он обладает особым достоинством и особой полнотой бытия: он соединяет в себе бессмертное духовное начало и телесность, плотскую материальную завершенность. В этом смысле человек даже выше ангелов, потому что те только духи, а он универсальное единство духа и материи, посюстороннего и потустороннего, смерти и бессмертия. Достоинство человека – в его возможности, будучи земным существом, выбрать путь к Богу, правильно употребить свою свободу, добровольно протянув руку навстречу Христу.

Как видим, и в религиозной, и в безрелигиозной традиции достоинство человека понимается как его способность подняться над детерминацией, природными условиями, как способность возвыситься и «стать поверх» игры бессознательных сил, пытающихся смять его и подчинить себе. Дух и разум – те «внутренние инстанции», благодаря которым мы достойны лучшей судьбы, чем судьба камня, катящегося с горы, именно они дают нам право уважать и ценить себя.

Если философы отрефлексировали смысл понятия «достоинство» именно как ценность каждого человека в силу его обладания разумом, духом и свободой, то в массовом сознании представление о достоинстве издревле имеет, по крайней мере три взаимосвязанных, но различных аспекта. Однако всех их объединяет одно: достоинство перестает быть принадлежностью каждого, оно является прерогативой определенных личностей и групп, обладающих некоторыми моральными, духовными и социальными качествами. Собственно «человеческое достоинство», незримо лежащее в основе всех других видов достоинства, как бы остается в тени или, быть может, является чем-то вроде воздуха, в котором «живут» более конкретные понимания достоинства. Причем все они, так или иначе, соотносят «достоинство» и «достойность» – обладание безусловной ценностью и обладание конкретно ценимыми качествами, достойными похвалы.

Первое понимание – понимание достоинства как добродетельности – просто нераздельно сливает «достоинство» и «достойность». О ком-либо говорят: «Это достойный человек», имея в виду, что данная личность обладает нравственными достоинствами, то есть добродетелями, ценимыми в обществе. Достойный человек – это человек, соответствующий нравственному образцу: добрый, честный, стойкий, справедливый и т.д. Достойный человек и ведет себя неизменно достойно – не унижает себя и не унижает других. Он соблюдает «человеческое достоинство» каждого и в любом другом индивиде видит именно человека, а не просто вора, нищего или врага. Достойный человек поступает гуманно и справедливо, даже если никто этого не видит, он не идет на подлость, клевету, интриги, потому что не желает делать зла и предавать человеческое в самом себе. Он испытывает глубокую ответственность перед собственной личностью.

Второй аспект понимания достоинства – это акцентирование в первую очередь тех самых качеств «надприродности» и духовно-психологической свободы, о которых говорит философия.

1. Умение противостоять своим низменным влечениям, умение бороться с собственными плотскими побуждениями, желаниями и страстями.

Человек, обладающий чувством собственного достоинства, не станет, даже если он очень голоден, униженно умолять о куске хлеба людей, которые явно станут его третировать и над ним насмехаться. Он перетерпит физические страдания, но не сделается игрушкой и забавой в руках недоброжелателей. Такой человек не станет также молить о любви того, кто его не любит, он обуздает собственную страсть, предпочтя выпрошенному удовлетворению целостность собственной личности.

И, наконец, человек с достоинством никогда не пойдет в рабство к другим ради материальных благ и финансового благополучия. Свобода и самостоятельность для него предпочтительнее «золотой клетки».

2. Умение стойко и мужественно встречать выпадающие на твою долю испытания.

Никто из нас не огражден от возможных потерь и ударов судьбы. Каждый может потерять здоровье, близких, работу – те опоры, которые существуют в нашей жизни и без которых мы не мыслим себя. Для любого человека может также встать вопрос о неком радикальном выборе, который потребует отказаться от многих благ, может возникнуть долг, которого не было раньше – необходимость идти на войну, непосильно трудиться или ухаживать за тяжелобольным. Встретить такого рода испытания с достоинством – это значит не растеряться, не впасть в истерику, не начать метаться, скулить и проклинать все на свете. Это значит не бежать от проблемы, а искать пути ее наиболее гуманного и эффективного решения. Достоинство сохраняет тот, кто после первого шока собирает свою волю воедино и целеустремленно действует: воюет, трудится, ухаживает – выполняет свой долг. Достоинство присуще тому, кто после своей личной потери не начинает ненавидеть весь мир, не спивается и не впадает в безысходную депрессию, а продолжает жить, стремясь не отравлять продолжающуюся жизнь ни себе, ни другим.

Третий смысл слова «достоинство» довольно резко контрастирует с первыми двумя. В нем имеется в виду уже не «человеческое достоинство» как духовность и нравственность, а достоинство как обладание социально признанными, ценимыми в обществе благами: социальным статусом, богатством, славой, заслугами перед народом и государством. Теперь выражение «достойный человек» прочитывается иначе: в Средневековье – это представитель знатного рода, в рыночном обществе – крупный предприниматель, богач, в разные времена к «достойным» относили крупных полководцев, знаменитых художников, людей преуспевающих, известных, уважаемых, хорошо владеющих своим делом. Люди «достойные» в социальном смысле могут не обладать добродетелями чистых душой бессребреников, они – не ангелы, но это в большинстве своем те, кто соблюдает все принятые в обществе или в социальной группе нормы поведения, четко выполняет «правила игры» и выходит в победители. Достоинство этих представителей весьма разных общественных слоев выражается в том, что называют честью. Честь – это чувство своего социального достоинства, своей особой общественной ценности в связи со статусом, мастерством, богатством. Честь диктует человеку необходимость иметь хорошую репутацию – постоянно являться достойным похвалы в глазах других людей. Честь необходимо отстаивать, репутацию – поддерживать. Здесь мало просто быть человеком или даже очень хорошим человеком, надо еще и выглядеть таким перед другими. Честь в большей степени, чем достоинство, стремится к внешнему признанию, знакам уважения, почитания, одобрения. Достоинство – переживание более «внутреннее», интимное, оно далеко не всегда требует демонстрации и нередко является просто состоянием души, не требующим броского поведения.

В идеале «обладание достоинством» включает в себя все четыре перечисленных нами понимания: это и чувство безусловной собственной ценности, и обладание совокупностью позитивных нравственных качеств, и умение подняться над желаниями и обстоятельствами, и уважение общества, связанное с умением заслужить хорошую репутацию и поддержать свою честь. Исходным и фундаментальным моментом является, конечно, первое качество – ощущение себя личностью, субъектом размышления, воли и выбора. Собственно, все конкретные толкования достоинства основаны на наличии именно этого момента: если человек не уважает себя как личность, он не может быть ни нравственным, ни стойким, ни почитаемым со стороны других. Только безусловное самоуважение и принятие себя служит основой роста во всех других сферах человеческих отношений.

Хотя достоинство является неотъемлемой «родовой чертой» людей, его можно потерять, и многие люди его теряют. Утратить достоинство – значит уподобить себя вещи, сделаться средством в руках других людей, причем сделаться им добровольно. И. Кант с гневом и пафосом протестует против подобного поведения. Он наставляет своих читателей не раболепствовать, не холопствовать, не попадать в долговую зависимость, которая может привести вас к роли разменной монеты в чужой игре. Человек, считает Кант, не должен стать предметом продажи ни за какую цену. «Не будьте прихлебателями и льстецами! Не допускайте попрания своих прав другими!», – взывает великий моралист. Глубоко почитая достоинство в человеке, Кант утверждает, что человек ни перед кем не должен падать ниц, даже перед самим Богом. Когда вы падаете ниц, вы поклоняетесь уже не идеалу, а идолу.

Понятие достоинства тесно связано с понятием гордости. В «Словаре по этике» гордость определяется как моральное чувство, в котором отражаются внутреннее достоинство, самодостаточность и независимость личности. Есть там и другое определение: гордость – моральное чувство, в котором отражаются высокая оценка человеком своих или чьих-либо достижений и заслуг, осознание соответствия высоким ценностям и стандартам. Объединив два этих определения, я сказала бы, что гордость – чрезвычайно высокая оценка человеком собственных достоинств.

Действительно, в чувстве гордости есть не только спокойное осознание собственного достоинства, своей непреходящей значимости, но присутствует и момент радости, торжества, активного утверждения своей ценности. Когда человек горд собой, то он чувствует себя сильным, умелым, влиятельным – значительным во всех отношениях: «Ай да я! Ай да молодец!».
Гордость – приятное и полезное чувство, оно не позволяет человеку «ронять себя», заставляет его соответствовать определенным позитивным стандартам, тянуться к идеалу, к высшим поведенческим образцам. Кроме того, гордость – это радостное осознание своих больших возможностей, творческих потенций, светлых перспектив. Гордость ведет человека вперед, позволяет верить в себя.

Тот, в ком присутствует гордость, не станет раболепствовать, унижаться, бездеятельно поддаваться чужому напору. Он также не бросит начатое дело на середине, не опустит руки, а проявит волю и старание для того, чтобы достигнуть намеченной цели. Гордость – результат нашей победы над обстоятельствами и над самим собой, она – следствие преодоления внешних и внутренних трудностей и препятствий. Если достоинство может и должно быть воспитано в человеке с младых ногтей и любой человек вправе чувствовать себя достойным, то гордость – результат нашей работы над собой, ее надо заслужить. Гордиться собой вправе тот, кто самому себе и другим подтвердил и доказал собственную личную целостность, свою ценность и способность делать дела и совершать поступки. Можно поэтому сказать, что гордость – это радость подтвержденного собственного достоинства.

Гордость – внутреннее переживание, но особый «вкус» и значение она приобретает, когда может быть проявлена вовне, показана другим. Человеку нередко нужны зрители его гордости, чтобы было «перед кем» погордиться. В сущности, в этом нет ничего плохого, и все общества используют человеческую гордость для поощрения определенных типов поведения. Например, героизма. Герой, человек, совершивший подвиг, – это тот, кто официально вправе гордиться собой. Его прославляют, хвалят, приводят в пример. Он может быть горд тем, что сделал, и будет впредь стараться поступать не хуже. А окружающие гордятся им и подпитывают его этими положительными переживаниями.

Таким образом, в своих рассуждениях мы зафиксировали, что гордиться можно не только собой, но и другими – причем не только героями. Гордиться можно родителями, друзьями, родом, народом, государством. Когда мы гордимся другими, мы, таким образом, признаем их высокую ценность и соответствие лучшим принятым в обществе образцам. И если мы гордимся кем-то, то обязательно отождествляем себя с ними. Посторонними, чужими не гордятся. Мы можем отмечать чужие успехи, даже одобрять их или завидовать им, но если они не имеют к нам никакого отношения – гордиться нечем. Только идентификация – отождествление себя с «предметом» гордости – создает саму гордость. Так, можно гордиться своими предками – чувствуя себя частицей простирающегося во времени уважаемого рода. Можно гордиться страной – потому что она сильна и величественна, а я – ее часть. Можно гордиться знаменитым другом – ведь он же мой друг, а я – его, таким образом, я оказываюсь косвенно причастным к его выдающимся достижениям и как бы незримо делю с ним его заслуженную славу. Негативной реакцией окружающих на чужую обоснованную гордость бывает зависть. Зависть – это противоположное доброжелательности враждебное чувство досады по отношению к счастью, благополучию, успеху, материальному, культурному превосходству другого лица, общности, организации. Завидовать можно чужому богатству, социальному статусу, удачливости и везению, талантам, счастливо складывающимся личным отношениям и т.д. Завистник, как правило, приписывает предмету зависти негативные черты, считает чужой успех несправедливостью и жадно хочет получить то самое, чем обладает «счастливчик». В худшем случае завистник прямо вредит, в лучшем – старается сравняться по положению с «предметом зависти» или превзойти его. Однако если богатства, социального статуса и даже славы можно при очень большом желании добиться, то зависть к чужой гордости, к радостному и достойному мироотношению убийственна для завистника. Сама по себе чужая гордость выводит завистливого человека из себя. Оттого он так стремится лишить «гордеца» его самоуверенности и победности, заставить его чувствовать себя униженным, обделенным и недостойным. Вот почему достаточно многие люди, вполне гордящиеся собой, своими заслуженными успехами, стараются лишний раз не демонстрировать гордость другим: они не хотят вызывать на себя огонь чужой зависти и довольствуются по преимуществу «тайной гордостью», получая моральное удовлетворение не от внешних шумных похвал, а от переживания собственной достойности.

Понятие гордости естественно сопряжено с понятием скромности. Скромность – это и противоположность гордости, и ее дополнение. Скромность означает, что человек не признает за собой каких-то особых достоинств или исключительных прав, а те ценимые в обществе черты, которыми он обладает, он полагает вполне естественными и ничем не выдающимися.
Скромность – отказ от особого положения и отсутствие претензий на экстраординарность. В то же время скромный человек отнюдь не лишен достоинства, он с полным правом уважает себя, ценит свои добрые качества, хотя и не кричит о них на всех перекрестках. Вполне можно испытывать внутреннюю гордость от своих достижений, радоваться успеху, чувствовать удовлетворенность достигнутым или имеющимся, но вести себя скромно – не демонстрировать своей гордости, не выпячивать собственных достоинств, относясь к ним как к одному из своих естественных проявлений на длинном жизненном пути.

Правда, порой складывается парадоксальная ситуация, когда некто начинает старательно показывать всем... свою скромность! Демонстративная скромность, настойчивое самоунижение в ситуации явной победы или успеха оборачивается тем, что индивид как бы заставляет всех окружающих уговаривать его, рассказывать ему, как он хорош, хвалить и доказывать ему его право на гордость. Такой «скромник» привлекает к себе всеобщее внимание, он как будто кричит: «Поглядите, как я праведен, как я не ценю сам себя!». В подобных случаях говорят, что «скромность паче гордости». Лучше уж немножко честно погордиться, чем разыгрывать такую изощренную комедию!

Нормальная человеческая гордость вполне способна переходить в негативное качество – гордыню. Гордыня – это гордость, перешедшая свою меру, ставшая поэтому беспочвенной и преувеличенной. Гордыня, как известно, считается в христианстве наиболее тяжелым пороком. Именно гордыня лежит в основе грехопадения: сначала – ангельского, потом – человеческого. Светлый ангел Люцифер возгордился, он приписал себе больше достоинств, чем у него было, и стал претендовать на роль и место самого Бога. Так он пал, породив весь мир зла, всю дьявольскую и бесовскую рать. Адам тоже возгордился, пожелав знать добро и зло, как боги, и, ведомый гордыней, нарушил божественный запрет, в результате чего человечество вместо рая оказалось на Земле. Гордыня оказывается матерью всех пороков, самой сердцевиной греха.

Однако посмотрим, что представляет собой гордыня в обычной жизни. Ее называют высокомерием, кичливостью, чванством, а еще самовлюбленностью и заносчивостью. Человек, обуянный гордыней, резко переоценивает себя и совсем не видит объективных достоинств и человеческого достоинства других людей. Ему кажется, что он – лучше всех, что только он заслуживает похвал, уважения, внимания и интереса. Все остальные – просто серые, ничтожные людишки, с которыми надо обращаться как с вещами – манипулировать ими, не считаясь с их внутренним миром. Гордец – потенциальный покоритель всего и вся, приписывающий себе огромные возможности и силу влияния, это кандидат в «сверхчеловеки». Поэтому неудивительно, что высокомерного человека не любят: он принуждает или третирует других и часто получает в ответ ненависть и сопротивление.

Кичливые и чванные люди часто предполагают у себя достоинства и возможности, которых на самом деле у них нет. Они претендуют на чужое место, не осознавая, что не соответствуют ему, оттого высокомерие почти всегда сочетается с тайной или явной завистью. Гордец вечно полагает, что ему «недодали», он достоин лучшего и большего, что мир плох, потому что не оценил его
исключительных качеств. Чрезмерно гордые люди бессознательно мстят «плохому миру», стремясь показать другим «их истинное место».

Гордыня нередко расцветает как бы совсем без почвы – когда человек ничего стоящего в жизни не добился, ничем себя не проявил, и, по большому счету, ему вообще нечем гордиться.
Но именно тогда в качестве компенсаторной реакции обычное нормальное чувство достоинства вдруг начинает раздуваться, разбухать и превращается в безосновательную иррациональную гордыню. Порой эта гордыня находит источники для своего питания в предках (я – отпрыск дворянского рода!) или в положении родителей (я вырос в обеспеченной культурной семье), но в этом случае хочется спросить спесивца: а что представляешь собой ты сам? Что дает тебе основания презирать других? Соль, однако, состоит в том, что таких оснований нет и в принципе не может быть. Достойный человек всегда учитывает чужое достоинство и никогда не станет кичиться перед другими и унижать их. Гордыня – это болезненная иллюзия, плачевный самообман, который портит жизнь и самому индивиду, и тем, кто его окружает.

Высокомерные люди не в состоянии бесконфликтно общаться с окружающими. Они не идут на уступки, боясь «уронить себя», и готовы разрушить и дружбу, и любовь ради удовлетворения своей гордыни. В результате они часто остаются «у разбитого корыта», но, как правило, не понимают, что причина разрушения – в них самих.

Будучи существом общественным, разумным и сознательным, человек не может не задумываться над тем, как относятся к нему окружающие, что они о нем думают, какие оценки выносятся его поступкам и всей его жизни. В то же время он не может не думать и о своем месте среди других людей, не совершать акта са.мооценки. Эта духовная связь человека с обществом и выражается в понятиях Чести и Достоинства. "Честь - жизнь моя, - писал Шекспир, - они срослись в одно, и честь утратить - для меня равно утрате жизни".

Категории "честь" и "достоинство" отражают моральную ценность личности, они представляют собой общественную и индивидуальную оценку нравственных качеств и поступков человека. Исполнение долга, следование велениям совести придают личности тот моральный статус, который и отражен в понятиях "достоинство" и "честь". Близкие по значению, они, между тем, имеют важные смысловые различия.

Честь как моральный феномен есть, в первую очередь, внешнее общественное nрuзнанuе поступков человека, его заслуг, nроявляющееся в почитании, авторитете, славе. Поэтому чувство чести, внутренне присущее личности, связано со стремлением добиться высокой оценки со стороны окружающих, похвалы, известности. Достоинство же - это, прежде всего, внутренняя уверенность в собственной ценности, чувство самоуважения, проявляющиеся в сопротивлении всяким попыткам посягнуть на свою индивидуальность и определенную независимость. И только потом, во-вторых, достоинство человека должно получить общественное признание. Таким образом, механизм чести состоит в движении от внешнего признания к внутреннему желанию этого признания. Механизм функционирования достоинства основан на движении изнутри духовного мира к общественному признанию.

Общественное одобрение приходит к человеку со стороны его социального окружения, поэтому честь воздается ему локально, оценке здесь подлежат качества человека как представителя той или иной социальной группы (класса, нации, сословия, коллектива). Поэтому обычно речь ведется о воинской, женской, профессиональной и т.п. чести, то есть о каких-то специализированных нравственных качествах, присущих представителям данной среды. Понятие достоинства более универсально. Оно подчеркивает значимость личности как представителя рода человеческого. Ведь независимо от социальной принадлежности человек обладает достоинством морального субъекта, которое должно поддерживаться им самим и присутствовать в общественной оценке его личности. Итак, честь - это оценка с -позиции социальной группы, конкретного исторического сообщества; достоинство - это оценка с точки зрения человечества, его общего предназначения. Неудивительно, что чувство чести вызывает желание возвыситься и первенствовать в той социальной группе, от которой добиваешься почестей. Чувство же собственного достоинства основано на признании принципиального морального равенства с другими людьми. Каждый индивид обладает достоинством уже потому, что он человек. Поэтому достойный член общества признает достоинство других людей и не покушается на него. Соотношение чести и достоинства трактуется в теории морали весьма неоднозначно. В одних концепциях честь представляется неотъемлемым свойством заведомо благородной социальной группы (рыцарская честь, честь семьи). В этом случае задача личности "не уронить", "не замарать" эту полученную в наследство ценность. Достоинство же личности в такой нравственной системе приобретается ее собственными усилиями по исполнению норм, предписанных честью. В других концепциях достоинство трактуется как естественное право человека на уважение своей самости и присуще ему от рождения, а честь, напротив добывается в ходе жизни путем совершения проступков, вызывающих одобрение социума.

Комплементарность чести и достоинства

Понятия чести и достоинства развивались в единстве и параллельно друг другу, между ними определенно существуют различия, которые, возможно, и представляют наибольший интерес для этического анализа. Действительно, честь и достоинство - категории комплементарные (так же, как долг и совесть, свобода и ответственность, страдание и сострадание), то есть они взаимопредполагают и взаимодополняют друг друга. Именно поэтому они одновременно и едины, и отличаются друг от друга. Так, если честь, как уже отмечалось, - это внешнее признание ценности человека и внутреннее стремление к нему, то достоинство - объективная ценность личности, которая может быть и не связана с ее признанием или осознанием. Иными словами, честь - это то, что человек должен завоевывать, то, чего он должен добиваться; достоинство же принадлежит ему по праву рождения, потому что он человек (человеческое достоинство). Таким образом, понятие чести связано с социальным статусом личности, ее соответствием требованиям и ожиданиям, предъявляемым группе, к которой человек принадлежит, в то время как понятие достоинства безразлична к ним.

Честь

Определяя конкретное содержание долга, нужно рассмотреть его соотношение еще с двумя категориями: честью и достоинством. Моральная ценность личности, выражаемая в понятии "честь", связана с конкретным общественным положением человека, с родом его деятельности и выполняемыми им социальными ролями. Содержание понятия "честь" раскрывается в требованиях к поведению, образу жизни и поступкам человека, которые предъявляет общественная мораль к человеку как члену определенной группы, как носителю общественных функций. Отсюда совокупность конкретных требований к поведению мужчины, женщины, врача - мужская честь, женская, профессиональная.

Согласно А. Шопенгауэру, честь - это внешняя совесть, а совесть - это внутренняя честь. Честь - это общественное мнение о нашей ценности, наша боязнь перед этим мнением. Так, например понятие служебной или профессиональной чести непосредственно связано с мнением о том, что человек, занимающий какую-либо должность, действительно обладает для этого всеми необходимыми данными и всегда точно выполняет свои служебные обязанности.

Исторически понятие чести возникло в моральном сознании общества в виде представлений о родовой и сословной чести, в виде совокупных требований, предписывающих определенный образ жизни, образ действий. Нарушение, отступление от предписываемого общественной моралью образа жизни оценивалось резко отрицательно, вызывало чувство стыда и позора и поэтому осмысливалось как недостойное поведение, особенно ярко сознание чести проявилось в морали феодального общества, которое отличалось жесткой сословной структурой и подробнейшей регламентацией образа жизни каждой социальной группы. Достоинство человека в этой морали, в том числе и чувство собственного достоинства, определялось тем, насколько строго человек соблюдал эти сословные нормы морали.

Честь и достоинство, являясь непреходящими ценностями человеческого общества, присущи человеку как существу общественному на протяжении всей истории его существования. Развитие личности невозможно без признания человека высшей социальной ценностью, которая и определяет необходимость сохранения его чести и достоинства. Одним из важнейших признаков и принципов демократии является уважение к правам, чести и достоинству личности. В то же время развитие человека, строящего свою жизнь на основе высших нравственных ценностей — добра, справедливости, чести, совести, достоинства, возможно лишь в условиях подлинного уважения самой личности, т.е. уважения ее прав, чести, достоинства.

Уважение чести и достоинства личности носит характер отношений, основанных на нормах права и морали, на принципах свободы и взаимной ответственности между государством, обществом и личностью, между различными личностями и социальными группами.
В словаре русского языка С.И. Ожегова даны следующие определения: «честь — достойные уважения и гордости моральные качества человека, его соответствующие принципы», «достоинство — совокупность высоких моральных качеств в самом себе». Однако эти определения весьма условны. Понятия «честь», «достоинство», «репутация» определяют близкие между собой нравственные категории. Различия между ними лишь в субъективном или объективном подходе при оценке этих качеств. На практике же, являются ли сведения порочащими честь и достоинство и что понимать под определениями «честь» и «достоинство», в каждом конкретном случае должен определять суд по своему усмотрению.

Как считает М.Н. Малеина, честь — это общественная оценка личности, мера духовных, социальных качеств гражданина. В свою очередь, И.Я. Дюрягин полагает, что честь означает высокую общественную оценку личности. Проанализировав понятия чести, сформулированные отечественными философами, Х.П. Маннанова указывает, что категория чести в этике выражает прежде всего высокую оценку деятельности и поведения человека со стороны общества, выражающуюся в уважении, всеобщем признании и доброй славе человека, и вместе с тем в высокой самооценке, т.е. осмыслении общественного признания личности.

На мой взгляд, наиболее четким определением чести является определение, данное А.М. Эрделевским: «Сопровождающееся положительной оценкой общества отражение качеств лица в общественном сознании». По мнению А.Л. Анисимова, понятие чести имеет три стороны, три аспекта. Во-первых, это характеристика самой личности («качества лица»). Эта сторона понятия чести наиболее ярко выступает в словарных определениях, особенно в «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И. Даля («внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть»). Во-вторых, это общественная оценка личности («отражение качеств лица в общественном сознании»). Понятие чести изначально предполагает, что эта оценка положительная. В-третьих, это общественная оценка, принятая самой личностью, «способность человека оценивать свои поступки… действовать в нравственной жизни в соответствии с принятыми в… обществе моральными нормами, правилами и требованиями».

Приведенные суждения демонстрируют противопоставление двух подходов: понятие «честь» рассматривается как категория оценки другими людьми и как собственная самооценка.По моему мнению, объединение этих двух подходов возможно, исходя из того что честь — это и общественная оценка личности и в то же время осмысление самой личностью такой оценки, т.е. самооценка. Таким образом, понятие чести имеет два аспекта: внешний, или, как его иначе называют, объективный, и внутренний, или субъективный.Внешняя сторона понятия чести объективна по содержанию, так как не зависит от оценки конкретного человека, а отражает обобщенные в данном понятии ценности конкретного общества, социальной группы. Внешняя сторона чести есть также морально-политическая оценка деятельности и поведения конкретной личности другими людьми, обществом в целом, носящая устойчивый характер и касающаяся личности в целом либо отдельных ее сторон. Внешняя оценка чести тесно связана с понятиями «репутация», «доброе имя», «престиж». И если репутация означает общее устойчивое мнение об оценке личности и ее деятельности, преобладающее в определенной общности людей, то престиж является такой же оценкой, но ограниченной пределом более узкого круга людей.

Поэтому объективная сторона чести по своему содержанию носит конкретно-исторический характер и выражает представление о месте и роли человека в сложной системе общественных отношений, о требованиях, предъявляемых к человеку со стороны общества, о личных и общественных оценках его деятельности, т.е. отражает общие для конкретного общества нравственные явления.Следовательно, объективная, внешняя сторона чести заключается в признании и уважении заслуг личности со стороны общества и является ее репутацией, добрым именем, моральным значением, нашедшим выражение в высоком мнении окружающих. Кроме этого, честь представляет собой и этическое благо, поскольку направляет деятельность личности на достижение положительной оценки со стороны общества и тем самым доставляет ей моральное удовлетворение.

Внутренняя же сторона чести субъективна по форме и неразрывно связана со способностью человека самостоятельно оценивать свои действия и поступки, с осознанием своей чести, репутации, с его чувствительностью к тому, какое мнение будет о нем существовать в определенной общественной среде. Чувство, сознание чести — важное свойство личности, так как от степени его развития зависит восприимчивость личности к моральному воздействию общественного мнения. Таким образом, честь в субъективном, внутреннем своем аспекте выступает как внутренний мотив деятельности и поведения личности.Что касается понятия достоинства, то оно нашло широкое употребление сравнительно недавно.Достоинство — внутренняя самооценка личности, осознание ею своих личных качеств, способностей, мировоззрения, выполненного долга и своего общественного значения. Самооценка должна основываться на социально-значимых критериях оценки моральных и иных качеств личности. Достоинство определяет субъективную оценку личности.

Достоинство того или иного человека заключается в духовных и физических качествах, ценных с точки зрения потребностей общества. Эти личные качества и составляют то, что принято называть личным достоинством.Так же как и честь, достоинство сочетает в себе и социальную, и индивидуальную стороны. Его социальный характер проявляется в том, что как моральная ценность и общественно-значимое качество личности достоинство определяется существующими общественными отношениями и нередко не зависит от человека. Но данная категория выступает еще и как сознание и чувство собственного достоинства. Эти субъективные стороны достоинства представляют собой осмысление и переживание человеком своей моральной ценности и общественной значимости, они обусловливаются общественными отношениями и зависят от них.
В понимании достоинства, как и чести, отмечают два аспекта — внешний (объективный) и внутренний (субъективный). Объективный аспект достоинства заключается в признании человека высшей ценностью. Внутренняя сторона категории достоинства связана с внутренним миром человека, его мировоззрением и убеждениями, способностью поступать в соответствии с принятыми в обществе моральными требованиями и нормами, т.е. связана с чувством и осознанием своей моральной ценности и полезности обществу.

Честь и достоинство, являясь нравственными категориями, носят в то же время общеправовой характер. Они тесно связаны между собой и чаще всего рассматриваются как единая пара категорий в этике и праве. Категории чести и достоинства определяют отношение к человеку как высшей общественной ценности.
Понятия чести и достоинства имеют и определенную общественную направленность. Их объектом являются прежде всего человек, или группа людей, или коллектив, или в более широком плане говорят о чести нации.Честь и достоинство между собой имеют неразрывную связь в силу того, что в их основе лежит единый критерий нравственности. Чувства чести и достоинства не только переживаются, но и осознаются, поэтому при толковании понятия чести разграничивают чувство чести от сознания собственного достоинства. У человека сознание и чувство чести и достоинства как бы органически слиты воедино, вытекают одно из другого.

Вместе с тем тесное взаимодействие этих категорий, отражающее реальность, не исключает их различия и наличия у каждой из них специфических, самостоятельных черт и особенностей. Основное различие этих понятий, на мой взгляд, заключается в том, что если честь определяет степень признания, уважения личности со стороны общества как результат выполнения ею общепринятых нравственных и правовых норм, то достоинство предполагает равные возможности всех людей достигнуть такого признания, уважения. То есть «категория достоинства связана с идеей нравственного самоутверждения личности, а категория чести — с идеей общественного признания человека».
Достоинство человека находится в определенной зависимости от его воспитания, внутреннего духовного мира, особенностей психического склада.
Честь и достоинство, в частности, граждан не одинаковы, поскольку не одинаковы их заслуги перед обществом. Содержание чести и достоинства любого человека постоянно обогащается, меняется по мере развития его общественной деятельности.Итак, можно сделать вывод, что в современном обществе в понятие «честь» вкладывают положительное общественное мнение о нравственных качествах конкретной личности, объективную оценку личности, определяющую отношение общества к гражданину; это социальная оценка моральных и иных качеств личности. Понятие «достоинство» рассматривают как внутреннюю самооценку личности, осознание ею своих личных качеств, способностей, мировоззрения, выполненного долга и своего общественного значения.

Честь – довольно объемное понятие, о котором в последнее время стали забывать. Однако в культуре многих народов оно находится даже на более важном месте, чем человеческая жизнь. Так что такое честь?

Словарное значение

Это комплексное понятие, объединяющее в себе верность собственным принципам, благородство, достоинство, тягу к справедливости. Сейчас подобные вещи часто отходят на второй план, потому определение того, что такое честь, знает не каждый. Словарь гласит, что это достойные уважения моральные качества и этнические принципы личности. Ассоциации с данным словом в русской культуре только хорошие. Его часто слышали в речи, встречалось оно и в прозе, и в песнях. Человек чести – тот, кто может жить по совести и сохранять достоинство даже в тяжелейших ситуациях. Власть и богатство для него вторичны.

Представления об этом закладываются еще в раннем возрасте – за то, насколько хорошо человек будет следовать своим идеалам, ответственны его родители. В дальнейшем же за состояние своего нравственного стержня отвечает он сам.

Что такое женская честь?

Интересно, но значения этого слова применительно к людям разных полов отличались. Что такое честь для девушки? Ранее она заключалась только в соблюдении целомудрия, для замужней женщины – в супружеской верности. Были разные методы наказания той, которая не сохранила свою девственность до свадьбы – в 19 веке на таких невест надевали хомут, причем получить его могла не только сама провинившаяся, карались также родители и сваха. Именно последняя считалась главным человеком, ответственным за целомудрие невесты.

К женам запросы были еще жестче – неверную супругу могли высечь или избить. Лишь в прошлом столетии жестокие наказания завершились – теперь, хотя бесчестие и порицается, никаких серьезных проблем от общества не ожидается. Сейчас все сводится к тому, изменяет ли женщина или нет в отношениях с партнером. Начали иметь значение и нравственные критерии, о которых дальше.

Честь в широком смысле

Для мужчины это понятие тоже включает в себя сексуальный аспект – если он изменяет жене, то является бесчестным человеком. Но этим дело не ограничивается – термин охватывает нравственность в целом, причем уже не имеет зависимости от пола. Обман других людей с целью получения выгоды, их использование, возможность бросить другого в беде, забыть о данном кому-либо слове – все это делает человека бесчестным.

Людям, желающим знать, что такое честь и бесчестие, стоит помнить, что следование своим идеалам – основной постулат любого человека, желающего сохранить свое достоинство. Еще в данное понятие входят незапятнанная репутация и доброе имя – что сейчас по-прежнему стоит дорого, так как надежных людей можно встретить не так уж часто, а ценятся они высоко.

Профессиональная честь

Говорят о том, что такое честь человека, и применительно к его профессии. Особого внимания заслуживает это понятие в Вооруженных силах. Здесь это собирательное понятие, которое определяет отношение воина к сослуживцам, воинскому долгу и Отечеству.

Надо заметить, что раньше в армии это слово встречалось гораздо чаще, чем теперь. В войсках существовал термин «отдать честь», который в конце прошлого века был заменен на безликое «воинское приветствие». Означал он воздание почестей другому военному. Особо ценилось это понятие в Российской Империи. Поражение для воина тех времен было тяжелейшим позором, морально справиться с которым мог не каждый. Желающим знать, что такое офицерская честь, можно сказать просто – это долг защищать границы и достоинство страны.

Что честь дает человеку?

В моральном плане приверженность принципам дает немало – с ее помощью можно преодолеть даже самые сложные и страшные препятствия. Ее преимущества – это свобода от низких поступков и ощущение собственного достоинства.

Как стать человеком чести?

Если считаете, что не следуете принципам, хотя хотели бы этого, придется приложить немало усилий, чтобы добиться успеха. Научитесь исполнять обязательства и обещания. Важно понять, что такое дело чести – то, что обязательно надлежит выполнить. Приучите себя не давать невыполнимых обещаний и держать слово – это первый шаг.

Устраивайте психологические тренинги. Опасения и страх – то, чего вы не должны допускать в себе. Чем сильнее они, тем больше вероятность, что в сложной ситуации вы смалодушничаете. Побороть страх поможет работа над собой, а если без чужой помощи справиться непросто, стоит прибегнуть к психологическим тренингам, помогающим стать увереннее. И помните – только в сложных ситуациях судите о том, достигли ли успеха.

Главное – самосовершенствование. Если будете развиваться, сможете трезво оценивать возможности, не только видеть негативные черты характера, но и стараться победить в борьбе с ними, то встанете на правильный путь.



Понравилась статья? Поделитесь ей