Контакты

Что такое Мужество? Значение и толкование слова muzhestvo, определение термина. Мужество – это бессмертное понятие

Неделя осталась до дня 23 февраля дня защитника Отечества. Говоря и вспоминая эту тему, конечно на первом месте появляется ассоциации с людьми, которым как долг перед Родиной, Страной не просто слова, они своим трудом, поступками каждый день доказывают, прежде всего, себе и окружающим, что есть она Родина, Страна и Отчизна…

Думаю, на таких людях все и держится… Они являются основой, примером, результатами для тех, кто после них будут продолжать нести свою службу Родине, Стране, Отчизне…

Часто видно, что не всякий воин, одетый в военную одежду является настоящим воином. Настоящему воину не обязательно одевать военную форму или быть военным, он и без нее остается самим собой и будет верен своему долгу перед Отечеством, Родиной, страной в которой он родился, живет и работает, а может и находится в далеке от неё.

Если изучить истории великих воинов, которые оставили свой след своими подвигами, то можно в каждом увидеть не просто хорошего солдата, а еще и разносторонне развитого человека, который имеет свои достаточно серьезные убеждения, по отношению к своей Стране, Родине, Отечеству. У каждого конечно по своему они выражаются, однако они есть по степени ясности намного выше обычного человека. Самое важное он ясно видит свое будущее, будущее своей страны.

Настоящее мужество — разница между обычным и великим.

Ну, это немного о мышлении, а теперь…

Что отличает великих людей, так это сильные личностные качества, которые позволяют быстро принимать решения и действовать, именно действовать на основе своих ясных, четких, личных убеждений.

Говоря о личностных качествах воина, можно после недолгого поиска остановиться на таком качестве как мужество.

Под пониманием мужества объединяются много благородных качеств, таких как смелость, силу, не просто физическую силу, а еще и внутреннюю силу преодолевать боль, невзгоды, страх, смерть.

Аристотель писал про мужество, что оно единственный и самый достойный способ поведения в бою… Мужество поколения в поколение в разных странах считалось качеством воина или человека, который по воле обстоятельств не смотря на опасность, жертвуя собой, дорогим для себя выполняет свой долг, который он ясно осознает, понимает.

Настоящее Мужество воспитывается!!!

О мужестве личности говорилось, писалось очень много. Самое интересное и очень познавательное, так это то, что в каждом Сильном обществе в любую эпоху создавались условия, методики воспитания этого качества — МУЖЕСТВО!

Да именно создавались условия осознано воспитания мужества у будущих мужчин. В итоге, зрелый мужчина становился оплотом, образцом для подражания, центром внимания, примером.

Как показывает практика мужество невозможно развить в комфортных условиях. Нужны условия, в которых мужчина будет сопротивляться своим слабостям (как врожденным, так и приобретенным ), старым привычкам и несмотря, к примеру, на ранний подъем, холодное обливание, специальные подготовки изо дня в день становиться все сильнее, крепче, выносливее, учится с легкостью преодолевать страх и воспитывает в себе множество других качеств, которые входят в понятие мужество.

На мой взгляд, нужно понимать, что все это обучение идет, чуть отставая от воспитания такого чувства как любовь к своей Родине, Отчизне. Четкого и ясного понимания, что такое безопасность страны, что ее нужно создавать и поддерживать…

Настоящее мужество. Как найти методику воспитания…?

Участь в институте при подготовке к коллоквиумам по педагогике с удовольствием и интересом переписывал с «первоисточников» системы, методики воспитания детей в разных эпохах разных стран, которые на то время были одними из великих и сильных. Там очень серьезное и внимательно относились к мелочам в воспитании именно МУЖЕСТВЕННОГО Человека, защитника своего Отечества, Страны, Родины и ее интересов. Далее даже отслужив после, выполнив свой воинский долг, этот человек став свободным гражданином, понимает, что он в любом случае будет отстаивать интересы своей Страны, Родины…

Настоящее мужество это надолго…

Говорить о том, что эти страны были одними из самых сильных можно часами, а вот как там воспитывали? Говорим, изучаем и применяем мало… а главное создаем условия для воспитания настоящего мужества?

В наше время, работая в школе, начинаю видеть, что все это мало сходиться с общим понятием будущего мужчины по отношению воспитания мужественного Человека. Даже видение самого ученика расходятся с тем, что он каждый день делает, чему учиться, и как учится…

Ну и немного о предстоящем празднике, раз начал с этого вначале. Посмотрев, что объединяет настоящих воинов солдат – героев, которые с честью, прямо, открыто и без всякого там лишнего служат Отечеству сейчас в армии, служили и будут служить, это личностные качества, желание действовать на основе своих убеждений, которые сводятся в одно из свойств личности человека как мужество. Понятно все это воспитывается годами как самим человеком, так и его окружением: семья, школа, улица.

Многим как показывает практика один из распространенных вариантов воспитания, очень . Это уже без вопросов. Какой? Это уже имеет не очень большое значение, главное, постоянные и упорные тренировки воспитывают многие качества, которые относятся к такому понятию как МУЖЕСТВО.

Как Вы думаете может ли только спорт воспитать мужественного Человека?

Настоящее мужество примеров много и сегодня..

Вчера была дата 25 лет вывода наших войск из Афганистана. На мой взгляд люди, которые создали этот фильм, герои его, несомненно мужественные люди, которые имеют помимо МУЖЕСТВА еще ИМЕЮТ и твердое и ясное понимание своего предназначения в жизни как в гражданской, так и в военной. Ответственно относятся к своей истории, к Стране, Отчизне, которой они служили и служат до сих пор всеми возможными способами.

И что же делать? Как сделать так, чтобы помимо теоретического объема знаний, убеждений вложить в будущего человека еще и такое качество как мужество, которое воспитывается не только по книжкам?

Му́жество - 1) черта характера, обеспечивающая способность встречать опасности, беды, жизненные трудности без (чрезмерного) страха и утраты самообладания; отвага, бесстрашие, храбрость; 2) присутствие духа во время опасности или беды; 3) христианская , обнаруживаемая в способности, готовности и решимости верующего встречать скорби, беды, опасности, трудности, не теряя стойкости духа, с упованием на .

Мужество есть устойчивость в правде. Мужество – действие Духа Божия в человеке, дающего человеку силы противостоять искушениям, творить правду и отстаивать её. Мужество – это любовь к Богу и ближнему, любовь настолько сильная, что затмевает страх перед опасностью и даже смертью.

Христианское мужество основано на надежде и уповании на Бога, любви к Богу и ближним, на всецелом послушании и непоколебимой верности Господу Богу.

Христианское мужество принципиально отлично от фанатизма, безрассудства, упрямства, бесчувственности и напускного равнодушия. Критерием этого отличия является источник мужества ( Божия и любовь) и цель – правда.

Перед жестокими ордами Сеннахирима Езекия спокойно проводил свои военные приготовления и поддерживал морально своих людей. «И сказал: будьте тверды и мужественны, не бойтесь и не страшитесь царя Ассирийского и всего множества, которое с ним… с ним мышца плотская, а с нами Господь, Бог наш, чтобы помогать нам и сражаться на бранях наших. И подкрепился народ словами Езекии» ().

Сравним: «Когда двери дома… были заперты из опасения от Иудеев» () и «Видя смелость Петра и Иоанна…» () . Те же ученики в течение короткого времени встретились с теми же иудеями. Откуда же взялось это новое мужество? Ответ гласит: «Они были все преисполнены Духа Святого».

Всякое ли мужество согласуется с добродетелью?

Мужество, как свойство характера, издревле воспевалось писателями, поэтами, летописцам. Искреннего восхищения нередко удостаивались мужественные воины, путешественники, мореплаватели, первооткрыватели, борцы за правду и справедливость. В этом понимании мужество, как правило, ассоциировалось с храбростью, отвагой, дерзновением, и даже с готовностью к самопожертвованию ради высокой цели.

Однако далеко не всегда, то, что определяется, как мужество, действительно достойно восхищения. Можно сказать, что мужество мужеству - рознь.

Достаточно часто за мужество принимается бравада, бесшабашный кураж. Положим, история знает примеры бравады военачальников, результатом которой становилась бессмысленная гибель бойцов. В современном мире среди примеров проявления напускного «мужества» можно выделить, скажем, катание на крышах лифтов и электропоездов, лихое вождение с мыслимыми и немыслимыми нарушениями правил дорожного движения, фотографирование на кромках крыш небоскребов, на стрелах высотных кранов и пр. Помимо того, что люди, демонстрирующие таким образом своё «мужество», подвергают неоправданному риску свою собственную жизнь, они подталкивают к этому других.

В христианском сознании мужество, как добродетель, всегда сопоставимо с благими мотивами, намерениями и целями, с желанием угодить Богу, с упованием на Божественный Промысл. Примеры христианского мужества являли многочисленные христианские исповедники, мученики, защитники веры, гонимые праведники и вообще все святые.

У Троицы окрылённые
архимандрит

Убеждаю вас ободриться
(
)

Апостол Павел среди других узников плыл в Италию. Неожиданно поднялась сильная буря и обрушилась на корабль… Небо потемнело, ветер обратился в ураган, волны бешено били в борт судна, бросая его, как щепку. В корабле открылась течь… Четырнадцать суток, не видя ни солнца, ни звезд, носились, отдавшись волнам. Каждую минуту все ожидали смерти, не ели, не пили. На корабле было 276 душ.

Один только человек – святой апостол Павел – был вполне спокоен: он твердо верил Богу, Который обещал спасти его и плывших с ним. Мужественно возвысив голос, Апостол сказал: «Мужи и братия, я убеждаю вас ободриться, потому что ни одна душа из вас не погибнет… Так сказал мне Ангел в эту ночь….» Действительно, с наступлением дня все увидели залив с отлогим берегом. То был остров Мелит. Никто не погиб – все спаслись.

Друзья мои, нужно быть мужественными, решительными. Ничего славного нельзя сделать без мужества. Легко делать только худое. А разве не мужество увенчало святых мучеников вечной славой? А пустынники, подвижники, столпники?..

Все великие ученые достигали открытий настойчивостью, мужеством. «Каким образом Вы открыли закон всемирного тяготения?» – спросили однажды Ньютона. «Неотступностью, постоянно думая о нем»,- отвечал он. А Архимед и другие ученые?..

Мужество нужно, чтобы усиленно работать, учиться, подвизаться, встать пораньше на молитву (на братский молебен), потерпеть с любовью посты, длинные богослужения, найти пути примирения с обиженным другом… Особенно когда спасение так трудно дается, какое надо мужество, чтобы до конца все перенести!..

Мужество нужно и чтобы безропотно терпеть страдания. Мало мы пожили, но уже и нас страдания коснулись своим огненным крылом. Ведь страдания, под разными видами (например, болезни, горе, нужды, тревоги, унижения), занимают огромное место в нашей жизни. «В мире скорбни будете» (), - сказал Господь. «Претерпевый же до конца, той спасен будет» (). И как мужественно простые люди умеют переносить страдания!

В 1871 г. шла война. У сестры милосердия Агриппины были ранены обе ноги. Ей было всего 20 лет. «Сестра, вам необходимо ампутировать ногу»,- сказал ей профессор. «Исполняйте»,- тихо ответила она. «Сестра моя, вам нужно ампутировать и другую ногу». – «Если есть на то воля Божия, доктор, исполняйте». После операции, придя в чувство, она тихо молилась: «Господи, не допусти меня возгордиться моими страданиями». Вскоре она тихо угасла навсегда.

…Госпиталь полон раненых. Предстояло много еще операций. Наркоз на исходе. У маленького ростом и слабого на вид солдата раздроблена рука. «Доктор, вы дадите что-нибудь, чтобы меня усыпить, не правда ли?».. – «О Боже, да у нас наркоз на исходе, есть совсем слабые братья…» – «Доктор, делайте мне так , я вынесу, а им сделайте полегче». И он выдержал страшную операцию, не испустив ни одного стона…

Мужество требуется и для того, чтобы говорить правду. Говорить правду – это основа всех добродетелей. Это достоинство каждого человека, христианина. Честность, правдивость – украшение верующего человека. «Блажени алчущие и жаждущие правды: яко тии насытятся» (). Посмотрите на человека, любящего правду: он открыт, ясен, благороден; добрые, чистые глаза. Он внушает доверие… А на другого посмотрите: он хитрит, лицемерит, в поведении отпечаток низкого человекоугодия… Он не может прямо смотреть вам в глаза…

А какое мужество нужно для того, чтобы устоять против искушений! Чтобы в самой трудной обстановке вести себя и говорить так, как подобает христианину, любящему своего Господа!

Дело было холодной зимой. Воспитанник 3-го класса семинарии оказался среди неверующих товарищей. Они потащили его в ресторан на берегу Волги. Усадили… «Пей с нами, дружок, в попы записался… Ты не хочешь – пережиток ты, такой отсталый, эгоист….» В эту минуту с улицы послышался вдруг душераздирающий крик… Семинарист вскочил и мигом исчез за дверью… Вскоре, еле переводя дыхание, он вылезал из ледяной воды… Кровь текла по лицу: острая льдина ударила его по голове… На руках он держал мокрую полузамерзшую трехлетнюю девочку… Мужество!

Что нужно для того, чтобы иметь мужество? Корень мужества – искреннее желание делать людям добро. И в этом надо закалить волю.

Если вы наметили себе высокую цель – быть верными Господу,- стремитесь быть мужественными. Для этого надо возлюбить Бога, людей, укрепить в добре свою волю и просить помощи у Бога – и вы будете мужественны.

Царство Небесное дается людям мужественным, энергичным, стойким, преданным до конца Господу. Спаситель говорит: «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» ().

Пастырь добрый душу свою полагает за овцы. Только с этим прекрасным качеством – мужеством – вы сумеете выполнить свой христианский долг. Сумеете хорошо трудиться, нетрепетно говорить правду, найдете силы перенести жгучие страдания – окажетесь победителем в любых огненных искушениях и своим мужеством, самоотвержением дадите прекрасный пример своим собратьям верующим и даже в инакомыслящих вызовете законный восторг и уважение.

Мужество – сила…

Рассмотрим такое общеизвестное понятие, как «мужество». Это образ, возникший еще на заре времен. Он развивался, наполняясь все новыми гранями. Нашлись мыслители, которые пытались его «низвергнуть» и дискредитировать. Только ничего из этого не вышло. Давайте разбираться.

Значение слова «мужество»

Понятно, что сейчас мы вкладываем в тот смысл, который достался нам по наследству. не создаются самостоятельно, они вписаны в любую культуру как ее основные показатели. Лексическое значение слова «мужество» предельно понятно. Это умение противостоять угрозам, затрагивающим основы жизни, в том числе и смерти. Только всей глубины данного понятия это определение не передает. Чтобы разобраться, давайте рассмотрим «исторический путь» слова «мужество». Это позволит глубже понять, что в него вкладывалось изначально, что понимается теперь.

Как определяли «мужество» античные философы

Чаще всего наполняются смыслами, принятыми в том обществе, в котором они действуют. В античном мире считали, что мужество - это героизм, проявляемый в бою. Еще проще - способность не бояться смерти, которая может стать результатом драки. Получается, что мужеством могли обладать только представители сильного пола, причем держащие в руках оружие. Не правда ли, это сильно отличается от того, что мы сейчас думаем? Дополнил понятие Фома Аквинский. Он считал, что это способствующая борьбе за благо. Он признавал мужество добродетелью, хотя мудрость имела в его системе приоритет над ним.

Средние века

В рыцарские времена утверждали, что мужество - добродетель военных. Только вооруженный мужчина мог ее проявлять, так как ему приходилось преодолевать себя, вступая в схватку с противником. При этом простому люду, который ежедневно преодолевал голод, непогоду, иные опасности, в мужестве отказывали. Его приписывали только богатым и «благородным», что с нашей точи зрения весьма странно.

Буржуазная философия

Понятно, что это понятие было наполнено героическим смыслом. Дискредитировать его попытались философы, утверждавшие, что мужество - это некая второстепенная добродетель. Они пытались внушить людям, что страх смерти - это продуктивная сила, приводящая к установлению мира. И. Кант трактовал мужество как способность сделать то, что должно. При этом само понятие расширялось. Было признано, что мужество чаще необходимо в повседневной жизни для преодоления психологических барьеров и борьбы с неблагоприятными обстоятельствами. Например, оно должно быть проявлено человеком, над которым издеваются или глумятся. Первоначальный смысл понятию пытался вернуть Ницше, но его попытки не увенчались успехом.

Современный взгляд

Переосмыслив и трансформировав различные толкования, сейчас общество сходится во мнении, что мужество - это сила духа, проявляемая человеком любого сословия или пола в преодолении разного рода опасностей. Оно равно важно как в бою или противостоянии, так и в повседневности.

Человек, боящийся проявляет высшее мужество, выходя на трибуну. Тот, кто принимает решения, не менее силен духом, когда ему приходится признаваться в собственных ошибках. Женщина, страшащаяся родов, мужественно стремится к продолжению рода. И так далее. Примеров проявления этической нормы в жизни можно привести очень много. Признать, что мужество - качество каждого человека, а не определенной «касты», заставила коммунистическая философия. Там было постулировано, что этические нормы равно распространяются на все общество, без оглядки на классы или иные виды групп населения. Таким образом, мужество - это качество, позволяющее сохранить уравновешенность, смелость и мудрость при любых обстоятельствах, принять и выполнить взвешенное и продуманное решение, невзирая на риски.

Смелость в бою является не единственной и, возможно, даже не наиболее важной формой мужества. Есть также мужество переносить бедность, мужество переносить насмешки, мужество переносить враждебность толпы. Здесь даже самые храбрые солдаты часто оказываются в жалком положении. И главное - есть смелость спокойно и сдержанно думать перед лицом опасности, сдерживая порыв панического страха или ярости.

Отличное определение

Неполное определение ↓

МУЖЕСТВО

добродетель, характеризующая нравственную меру в преодолении страха; одна из четырех кардинальных добродетелей Античности (наряду с умеренностью, мудростью и справедливостью). Систематический анализ мужества дал Аристотель. По его мнению, мужество есть стимулированное нравственными мотивами преодоление физической боли, ужасов, страха смерти. Речь идет не о всякой смерти, ибо она может наступить от причин, которые не подвластны человеку (болезней, несчастных случаев), и не о всех сопряженных со смертельным ужасом вещах, ибо некоторые из них (пожары, бури и т. п.) одинаково ужасны для всех и страх по отношению к ним является нормальной, здоровой реакцией человека. Предмет мужества - смерть, которая считается достойной, прекрасной и отношение к которой характеризует нравственные качества индивида. Мужество представляет собой сознательный выбор в ситуации, когда добродетельность поведения может быть оплачена только риском собственной жизни. «Кто осмысленно устремляется ради добра в опасность и не боится ее, тот мужествен, и в этом мужество» (ММ. 1191 а 24). В качестве типичных и закономерных такие ситуации связаны с военными битвами; мужество как этическая добродетель и война как общественное отношение взаимно соотнесены друг с другом. Мужество можно также, по Аристотелю, определить как этически достойный способ поведения человека в бою; отсюда представление о нем как мужской добродетели (соответствующее греч. слово как и русское «мужество», является однокоренным со словами «муж», «мужчина»). Хотя мужество представляет собой среднее между страхом и безумной отвагой, оно ближе к отваге, поэтому выступает как способность стойко переносить страдания, прежде всего физическую боль. Существуют мотивы и соответствующие типы поведения, которые очень похожи на мужество и часто даже считаются таковыми, но тем не менее в прямом смысле им не являются. Их, по Аристотелю, пять: а) гражданское мужество, когда преодоление опасностей войны стимулируется страхом бесчестия или возможного наказания; б) опытность, когда эффективное поведение в бою вызвано просто умением, квалификацией воина; в) ярость, когда противостояние опасности является чисто аффективным; г) самонадеянность, проистекающая часто из-за предыдущих побед и похожая на самонадеянность опьянения; д) незнание опасности. Во всех этих случаях преодоление страха смерти обусловлено внешними по отношению к добродетели причинами; они, хотя и стимулируют мужественное поведение в некоторых пределах, тем не менее не гарантируют его. Мужественный человек противостоит опасностям во имя прекрасной цели и такой способ поведения сам по себе считает добродетельным; для него мужество имеет самоценное значение и является достаточным мотивом поведения.

Мужество - одна из центральных добродетелей аристократического этоса, являвшегося господствующим в общественных нравах Античности и Средневековья. Оно этически санкционирует воинскую деятельность как важную функцию привилегированных сословий (напр., в идеальном государстве Платона мужество - специфическая добродетель стражей). В течение всей добуржуазной эпохи аристотелевское понимание мужества остается общепризнанным, а само мужество сохраняет статус одной из кардинальных добродетелей. С переходом от греческой Античности к римской, которая является в большей степени воинственной, чем духовной, значение мужества даже возрастает; в одном из латинских звучаний (virtus) оно становится одновременно синонимом доблести и добродетели. Мужество - центральная добродетель средневекового рыцарского этоса, теснейшим образом связанная с понятием чести. Высокая оценка мужества свойственна также морали мещанства, хотя здесь оно уже не рассматривается в качестве кардинальной добродетели и теряет преимущественное значение воинской доблести.

Девальвация и трансформация понятия мужества стала одним из важнейших выражений и результатов сдвига в общественных нравах, входе которого, по Ф. Ницше, «промышленный дух одержал победу над военным и аристократическим духом» («По ту сторону добра и зла», § 239). Соответственно этому изменению мужество становится второстепенной темой в философской этике Нового времени. Гоббс отказывает ему в статусе гражданской добродетели, а страх смерти рассматривает в качестве продуктивной силы, способствующей установлению мира. У Спинозы оно находится почти в самом конце обширного каталога аффектов («Этика», ч. III. Определение аффектов). Кант определяет понятие мужества как умение противостоять врагу нравственного образа мыслей в нас самих, т. е. склонностям; быть мужественным - отваживаться на то, что велит долг. Он считает, что есть опасности, для преодоления которых нужно больше мужества, чем для поединка в бою или на дуэли (таков, напр., страх, связанный с насмешками, глумлением). Усилия Ницше вернуть мужество на верхние этажи этической иерархии и восстановить его первоначальное понимание как добродетели воина-аристократа остались одиночными. В настоящее время понятие чаще употребляется в расширительном смысле - как синоним нравственной твердости, стойкости духа перед лицом тяжелых испытаний, а также такой решительности в отстаивании нравственных убеждений, которая не считается с возможными потерями (не только физическими, но и материальными, социальными, психологическими). Оно все больше теряет значение мужской добродетели. Смещению акцентов в понимании мужества в значительной степени способствуют современные теории и практические опыты ненасилия, в которых ненасильственная борьба со злом и несправедливостью интерпретируется как более мужественная, чем насильственная (по Ганди, мужество ненасилия во много раз превосходит мужество насилия). Содержание понятия также претерпевает изменения: в соотношении внутренних страхов и внешних опасностей возрастает удельный вес первых.

Лит.; Аристотель. Никомахова этика .- В кн.: Аристотель. Соч. В 4 т., т. 4. M., 1984: Платон. Лахет.- В кн.: Платон. Диалоги. М., 1986; Цицерон. Об обязанностях (I).- В кн.: Цицерон. О старости, о дружбе, об обязанностях. М., 1974; ТиллихП. Мужество быть.- В кн.: Тиллих П. Избранное. Теология культуры. М., 1995; Оссовская М. Рыцарь и буржуа. М., 1988.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Му́жество - одна из добродетелей, отражающая нравственную силу при преодолении страха. Мужество зачастую выступает как способность переносить страдания, включая физическую боль.

В античности

В новое время

В ходе перехода к индустриальному обществу (новое время) значение мужества падает, так как «промышленный дух одержал победу над военным и аристократическим духом» (Ницше). В этике Нового времени мужество становится второстепенным или даже приобретает отрицательный оттенок: так, Гоббс рассматривает страх смерти как полезную силу для установления мира. Спиноза помещает мужество в конец списка «аффектов». Согласно Канту, мужество - это способность «отваживаться на то, что велит долг»; Кант отмечает, что страх глумления требует для преодоления больше мужества, чем сражение. Среди известных философов нового времени один Ницше пытался безуспешно вернуть мужество на главную роль в этике.

Сейчас мужество часто употребляется просто как синоним общечеловеческой нравственной твёрдости , и теряет значение мужской добродетели (так, словосочетание «мужественная женщина» во многих языках - включая русский - не содержит противоречия). Этому способствуют современные теории и практические опыты ненасилия , когда ненасильственная борьба рассматривается как более мужественная, чем насильственная (Махатма Ганди).

В военном деле

См. также

Напишите отзыв о статье "Мужество"

Примечания

Источники

Отрывок, характеризующий Мужество

Туман стал так силен, что, несмотря на то, что рассветало, не видно было в десяти шагах перед собою. Кусты казались громадными деревьями, ровные места – обрывами и скатами. Везде, со всех сторон, можно было столкнуться с невидимым в десяти шагах неприятелем. Но долго шли колонны всё в том же тумане, спускаясь и поднимаясь на горы, минуя сады и ограды, по новой, непонятной местности, нигде не сталкиваясь с неприятелем. Напротив того, то впереди, то сзади, со всех сторон, солдаты узнавали, что идут по тому же направлению наши русские колонны. Каждому солдату приятно становилось на душе оттого, что он знал, что туда же, куда он идет, то есть неизвестно куда, идет еще много, много наших.
– Ишь ты, и курские прошли, – говорили в рядах.
– Страсть, братец ты мой, что войски нашей собралось! Вечор посмотрел, как огни разложили, конца краю не видать. Москва, – одно слово!
Хотя никто из колонных начальников не подъезжал к рядам и не говорил с солдатами (колонные начальники, как мы видели на военном совете, были не в духе и недовольны предпринимаемым делом и потому только исполняли приказания и не заботились о том, чтобы повеселить солдат), несмотря на то, солдаты шли весело, как и всегда, идя в дело, в особенности в наступательное. Но, пройдя около часу всё в густом тумане, большая часть войска должна была остановиться, и по рядам пронеслось неприятное сознание совершающегося беспорядка и бестолковщины. Каким образом передается это сознание, – весьма трудно определить; но несомненно то, что оно передается необыкновенно верно и быстро разливается, незаметно и неудержимо, как вода по лощине. Ежели бы русское войско было одно, без союзников, то, может быть, еще прошло бы много времени, пока это сознание беспорядка сделалось бы общею уверенностью; но теперь, с особенным удовольствием и естественностью относя причину беспорядков к бестолковым немцам, все убедились в том, что происходит вредная путаница, которую наделали колбасники.
– Что стали то? Аль загородили? Или уж на француза наткнулись?
– Нет не слыхать. А то палить бы стал.
– То то торопили выступать, а выступили – стали без толку посереди поля, – всё немцы проклятые путают. Эки черти бестолковые!
– То то я бы их и пустил наперед. А то, небось, позади жмутся. Вот и стой теперь не емши.
– Да что, скоро ли там? Кавалерия, говорят, дорогу загородила, – говорил офицер.
– Эх, немцы проклятые, своей земли не знают, – говорил другой.
– Вы какой дивизии? – кричал, подъезжая, адъютант.
– Осьмнадцатой.
– Так зачем же вы здесь? вам давно бы впереди должно быть, теперь до вечера не пройдете.
– Вот распоряжения то дурацкие; сами не знают, что делают, – говорил офицер и отъезжал.
Потом проезжал генерал и сердито не по русски кричал что то.
– Тафа лафа, а что бормочет, ничего не разберешь, – говорил солдат, передразнивая отъехавшего генерала. – Расстрелял бы я их, подлецов!
– В девятом часу велено на месте быть, а мы и половины не прошли. Вот так распоряжения! – повторялось с разных сторон.
И чувство энергии, с которым выступали в дело войска, начало обращаться в досаду и злобу на бестолковые распоряжения и на немцев.

Понравилась статья? Поделитесь ей