Контакты

Чем различаются закрытые и открытые общества. Открытый и закрытый типы обществ

Первым примером открытого общества в начале человечества являлся возникающий род и введение общественно санкционированного обычая экзогамии (запрет брачных отношений между членами родственного (род, фратрия) или локального (например, община) коллектива, существовавший как в эпоху первобытнообщинного строя, так и в более позднее время), укреплению единства общины. Экзогамия проявилась также во взаимоотношениях с соседними общинами.

Моделью последующих двенадцати веков Древнего Рима становится двуединство «города и мира» (urbs et orbis terrerum), или - в чисто политическом плане - республики и империи, довольно замкнутой капитолийско-форумной демократии и вселенского проекта цивилизирования всего окружья земного.

Принципиально важный шаг в осмыслении идеи открытого/закрытого общества был сделан стоиками , различавшими преходящие и пространственно ограниченные полисы (они закрыты и в пространственном, и во временном плане) и безграничный космический полис, или космополис. Стоическая дихотомия полиса/космополиса была развита Блаженным Августином в его «Граде Божьем». Он различает град земной (временный) и Град Божий (вечный). Возникает разрыв между вечностью и беспредельностью, с одной стороны, и конечностью во времени и пространстве - с другой. Одним из важнейших моментов доктрины Блаженного Августина вообще и особенно важным для проблемы открытости /закрытости градов или людских сообществ является способ приобщения к тому или иному граду. Исходным моментом становится воля или желание того или иного человека, его выбор. Иными словами приобщение к тому или иному граду есть всегда акт индивидуальный, а само открытие градов друг другу осуществляется исключительно благодаря этим актам.

С воссоединением (фактически сферическим свертыванием, закрытием) мира после Великих географических открытий, с образованием суверенных (самозакрывшихся) территориальных государств, объединенных открытыми международными системами и атомизировавшихся (самозакрывшихся) индивидов, объединенных гражданскими обществами, и, особенно, с появлением электронной фактуры речи в начале XX в. (телеграф, телефон, радио и т.п.), что позволяло не только мыслить единство человечества, но и актуализовать его через непосредственное общение в режиме реального времени, возникла потребность заново повторить проделанную Блаженным Августином работу, и, может быть, внести некоторые дополнения и изменения.

Анри Бергсон в своей книге «Два источника морали и религии» (1932). Здесь, насколько мне известно, впервые появляются выражения «закрытое общество » и «открытое общество ». Французский философ начинает с различения общества открытого и закрытого по природе. Первое включает все человечество и основано на законе любви, второе - замкнутые коллективы (обычно нации-государства) и основано на безразличии людей друг к другу и, как следствие, на агрессивной враждебности к чужим. закрытые общества существуют реально, а открытое общество оказывается всего лишь неким идеальным образованием. естественность и рациональность закрытых обществ. Открытая мораль, свойственная эвентуально грядущему открытому обществу, отрицает различия между своими и чужими. Открытое общество Бергсона тем самым становится утопическим провидением некоего глобального сверхтоталитаризма творческого порыва и всемирной морали-религии или, выражаясь более привычным языком, общечеловеческих ценностей.

Необходимо выделить Арнольда Дж.Тойнби и Карла Поппера .Они предложили две интерпретации бергсоновской проблематики.

Тойнби говорит о том, что изучение закрытых миров и цивилизаций позволяет обратиться к открытой реальности Истории, которая есть пространство свободы, неисчерпаемое и недоступное для окончательного познания.

Поппер упрекает Тойнби в историцизме , т.е. приписывании истории окончательного смысла и цели, что совершенно не вытекает из приводимой мысли, ибо обретение смысла и свободы, а это - условия приобщения к братству людей, человечеству, возможно только за счет духовного выхода за сковывающие рамки замкнутой цивилизации. В результате оказывается, что общество единообразной морали как раз и является закрытым. Принципиальное неприятие и непонимание Поппером Тойнби коренятся в установке, объединяющей эмпиризм и редукционизм. открытое общество как таковое (августиновский град Божий, тойнбианское единство Человечества) отбрасываются из-за их эмпирической недостоверности и интуитивной умозрительности, их несовершенные по определению отблески в повседневной реальности, естественно приобретающие характер утопий, объявляются закрытыми обществами, а земные сообщества, отказывающиеся от духовного оправдания, которое было бы выше повседневности, объявляются открытыми. Для Поппера критерием открытости является освобождение, ускользание от конкретных эмпирических форм подобной духовности в нескованную этими формами, а тем самым открытую политию повседневности, град земной par excellence . Он направляет стрелы своей критики против догматического утопизма и попыток его силового утверждения в Повседневности. С тем, что построить царствие божие на земле невозможно, а пытаться сделать это - опасно и разрушительно. даже самые, казалось бы, идеалистические и человечные утопии выворачиваются в свою противоположность и замыкаются в виде репрессивных и бесчеловечных режимов. Попперовская редукция сделала оппозицию открытого/закрытого общества довольно простой и дала возможность разработки на этой основе различных методик вполне технологичного и даже инструментального анализа конкретных политий.

Людвиг фон Берталанфи создал теорию открытых систем. Принцип предельно прост: открытая система осуществляет взаимодействие или обмены по каким-либо параметрам со своей средой, закрытая система таких обменов не осуществляет. В практическом отношении Берталанфи разделил реально существующие в нашем мире системы на открытые и закрытые по тому признаку, осуществляется ли между ними и средой обмен веществом. Закрытая система оказывается аномальным состоянием, которое естественно присуще открытой системе. Каждая открытая система может в ходе своего развития закрыться. И наоборот - каждая закрытая система потенциально является открытой. Вопрос только в том, что и как высвободит эту потенцию.

Выходит, что открытое общество Поппера по мере своего совершенствования, «очищения», упрощения (любопытно, что и Бергсон связывал становление открытого общества с упрощением - «человечеству необходимо упрощать свое существование с такой же одержимостью, с какой оно занималось его усложнением»), по мере отказа от табу и мечтаний, от своей биологичности и «зверскости», по мере сокрушения всех внешних и внутренних врагов - любителей все усложнять и «философствовать» - оказывается перед перспективой радикального «закрытия».

А ЭТО АДЕКВАТНО И ПО ДЕЛУ!!!

    Формально Закрытое Общество - государственная идеология и её институты остаются, но общество в большинстве своём равнодушно к официальным идеям или даже не принимает их. (Обычно быстро теряет контроль над системой, образуется хаос.)

    Фактически Закрытое Общество - имеет место система, когда большинство членов общества охотно принимают те ценности, которые им предназначены, обычно это тоталитарное общество. (Восхищение и любовь к власти, с другой стороны - страх.)

    Открытое Общество - здесь человеку предоставляется возможность самому выбирать мировоззренческие,нравственныеценности. Отсутствует государственная идеология, а на уровне конституции закрепляются принципы духовной свободы.

    Формально Открытое Общество - человек не использует свою духовную свободудолжным образом или проявляет равнодушие к задачам мировоззренческого выбора, или добровольно выбирает для себя определенные внешним образом данные ему ценности, воспринимая их в качестве истины, то есть оказывается носителем закрытого сознания.

    Фактически Открытое Общество - человек реально использует ту духовную свободу, которую ему предоставляют. То есть он сам пытается найти основные ценности.

Закрытое общество склонно к специализации, а открытое - к творчеству.

В открытом обществе каждый участник ответственен за свою жизнь и заботится преимущественно о себе, при этом в обществе уважается право на частную собственность и личное достоинство. В закрытом обществе «святой долг» - заботиться о других, а частная собственность - дело сомнительное (предосудительное) или даже преступное, недостойное.

Функционирование и развитие социальной системы обязательно предполагает сменяемость поколений людей и, следовательно, социальное наследование - члены общества передают от поколения к поколению знания и культуру.

Общество как социальная система организуется изнутри социальной структурой, а извне - окружающей средой. Общество бывает открытое и закрытое - понятия, введённые К. Поппером для описания культурно-исторических и политических систем, характерных для различных обществ на разных этапах их развития.

Закрытое общество - по К. Попперу - тип общества, характеризующийся статичной социальной структурой, ограниченной мобильностью, неспособностью к инновациям, традиционализмом, догматичной авторитарной идеологией (имеет место система, когда большинство членов общества охотно принимают те ценности, которые им предназначены, обычно это тоталитарное общество.

Открытое общество - по К. Попперу - тип общества, характеризующийся динамичной социальной структурой, высокой мобильностью, способностью к инновациям, критицизмом, индивидуализмом и демократической плюралистической идеологией (здесь человеку предоставляется возможность самому выбирать мировоззренческие, нравственные ценности. Отсутствует государственная идеология, а на уровне конституции закрепляются принципы духовной свободы, которые человек реально использует. То есть он сам пытается найти основные ценности).

Закрытое общество склонно к специализации, а открытое - к творчеству.

В открытом обществе каждый участник ответственен за свою жизнь и заботится преимущественно о себе, при этом в обществе уважается право на частную собственность и личное достоинство. В закрытом обществе «святой долг» - заботиться о других, а частная собственность - дело сомнительное (предосудительное) или даже преступное, недостойное.

Примечания:

· Вышеприведённые рассуждения о типах закрытого и открытого общества могут быть справедливы лишь для обществ в размере государства. Если человек в открытом обществе, в отличие от закрытого находит самостоятельно основные ценности, то он может затем сосуществовать с другими единомышленниками, которые с ним также образуют общество, которое может иметь единые ценности, но которое нельзя по этому признаку отнести к закрытому.

· Существуют общечеловеческие ценности, единые для всего человечества, иначе бы его нельзя было назвать человеческим обществом.

Функционирование и развитие социальной системы обязательно предполагает сменяемость поколений людей и, следовательно, социальное наследование - члены общества передают от поколения к поколению знания и культуру.

Концепции развития социальных систем:

Социальная система - это совокупность социальных явлений и процессов, которые находятся в отношениях и связи между собой и образуют некоторый социальный объект. Этот объект выступает как единство взаимосвязанных частей (элементов, компонентов, подсистем), взаимодействие которых между собой и с окружающей средой обусловливают его существование, функционирование и развитие как целого. Любая система предполагает наличие внутренней упорядоченности и установление границ, отделяющие ее от других объектов.
Структура – обеспечивает внутренний порядок соединения элементов системы.
Окружающая среда – устанавливает внешние границы системы.

Социальная система - целостное единство, основным элементом которой являются люди, их взаимодействия, отношения и связи. Эти связи, взаимодействия и отношения носят устойчивый характер и воспроизводятся в историческом процессе на основе совместной деятельности людей, переходя из поколения в поколение.

Пониманию общества как системы предшествовало его понимание как социального порядка – поддержания и регулирование жизни определенным набором правил, изначально существующих или установленных между людьми. Основания этого порядка искались либо в естественном праве, присущем самой природе вещей, либо в его сверхъестественном (божественном) установлении. Люди в той или иной степени осознают наличие этого порядка, поддерживают его при помощи обычая, традиции, ритуала (морально) или закрепляют его юридически. Но в любом случае оправдание обществом этого порядка, его справедливости основывалось на процедуре признания его правомочности (легитимности). Поведение людей становилось таким образом понятным (доступным для понимания, предсказуемым) и управляемым.
С развитием системного подхода в науке понятие «социальная система» было формализовано. Алексис Токвиль был очевидно первым, кто использовал термин «социальная структура». Один из самых ранних и наиболее исчерпывающих анализов социальной структуры был проведен Марксом, который показывал зависимость политической, культурной, и религиозной сторон жизни от способа производства - в этом заключалась теория исторического материализма. Последующие марксистские теоретики, как Л. Альтюссер, считали что культурные и политические учреждения относительно автономны и зависимы от экономических факторов не фаталически, а только «в крайней ситуации». Но марксистский взгляд на социальную структуру общества не был единственным. Параллельно это понятие в своих работах развивали такие различные мыслители, как Герберт Спенсер и Макс Вебер, Фердинанд Тённис и Э. Дюркгейм, Г. Зиммель и Толкотт Парсонс, Питер Блау и Энтони Гидденс, Пьер Бурдьё и Ж. Деррида, Маргарет Арчер и И. Валлерстайн, а также Якоб Леви Морено.

Структура социальной системы - это способ взаимосвязи взаимодействующих в ней подсистем, компонентов и элементов, обеспечивающий ее целостность. Основными элементами (социальными единицами) социальной структуры общества выступают социальные общности, социальные институты, социальные группы и социальные организации. Социальная система, согласно Т. Парсонсу, должна удовлетворять определенным требованиям, а именно:

· должна быть приспособлена к среде (адаптации);

· у нее должны быть поставлены цели (целедостижения);

· все ее элементы должны быть скоординированы (интеграции);

· ценности в ней должны сохраняться (поддержания образца).

Т.Парсонс считает, что общество является особым типом социальной системы, обладающей высокой специализацией и самодостаточностью. Его функциональное единство обеспечивается социальными подсистемами.
К социальным подсистемам общества, как системы, Т. Парсонс относит следующие: экономики (адаптация), политики (целедостижение), культуры (поддержание образца). Функцию же интеграции общества выполняет система «социетальной общности», которая содержит в себе главным образом структуры нормативов.

ОТКРЫТОЕ ОБЩЕСТВО
Понятие открытого общества - часть философского наследия Карла Поппера. Выдвинутое как антитеза понятию тоталитарного общества, оно впоследствии употреблялось для обозначения общественных условий для достижения свободы. Свободные общества являются открытыми обществами. Понятие открытого общества - социальный эквивалент политического и экономического понятия "конституции свободы". (Последнее словосочетние взято из названия книги Фридриха фон Хайека, который поддержал назначение Поппера профессором Лондонской школы экономики и политической науки после Второй мировой войны. Получить эту должность Попперу помогла также его книга Открытое общество и его враги.) Карл Поппер и открытое общество. Карл Поппер (1902-1994) занимался главным образом философией науки. Развиваемый им подход иногда называют "критическим рационализмом", а иногда "фаллибилизмом" за выраженный в нем акцент на фальсификации (доказательстве ложности), а не верификации (доказательстве истинности) как сущности научного метода. В его первой работе Логика научного открытия (1935) подробно излагается "гипотетико-дедуктивный метод". Подход Поппера сводится к следующему. Истина существует, но она не явлена. Мы можем высказывать догадки и проверять их опытным путем. Такие догадки в науке называются гипотезами или теориями. Одна из главных особенностей научных гипотез состоит в том, что они исключают возможность определенных событий. Например, если в качестве гипотезы выдвигается закон тяготения, предметы тяжелее воздуха не должны сами собой отрываться от земли. Поэтому утверждения (и подразумеваемые ими запреты) могут быть дедуцированы из гипотез, которые мы способны проверить. Однако проверка - это не "верификация". Не существует никакой окончательной верификации, потому что мы не можем знать всех относящихся к делу событий - в прошлом, настоящем и будущем. Проверка - это попытки найти события, которые несовместимы с существующей теорией. Опровержение теории, фальсификация, приводит к прогрессу знания, поскольку заставляет нас выдвигать новые и более совершенные теории, которые в свою очередь подлежат проверке и фальсификации. Наука, таким образом, есть череда проб и ошибок. Поппер развил свою теорию научного знания в нескольких трудах, в частности применительно к квантовой механике и другим вопросам современной физики. Позднее он заинтересовался проблемами психофизиологии (Я и мозг, 1977). Во время войны Поппер написал двухтомный труд Открытое общество, который впоследствии назвал своим "вкладом в военные действия". Лейтмотивом этой работы является полемика с классическими авторами, подзаголовок первого тома - Платоново наваждение, второго - Приливная волна пророчеств: Гегель и Маркс. С помощью тщательного анализа текстов Поппер показал, что идеальные государства Платона, Гегеля и Маркса представляют собой тирании, закрытые общества: "В последующем изложении дородовое, основанное на вере в магию, родоплеменное и коллективистское общества будут также называться закрытыми обществами, а общество, в котором индивиды принимают решения самостоятельно, - открытым обществом". Книга Поппера Открытое общество мгновенно получила широкий отклик и была переведена на многие языки. В последующие издания Поппер внес несколько примечаний и добавлений. Более поздние его работы, главным образом эссе, лекции и интервью, развивают некоторые аспекты понятия открытого общества, в частности применительно к политике (метод "поэлементной инженерии", или "последовательных приближений", или "проб и ошибок") и институтам (демократии). По этому вопросу имеется обширная литература, были образованы институты, использующие термин "открытое общество" в своем названии, многие стремились внести в это понятие собственные политические предпочтения.
Определение открытого общества. Открытыми являются общества, делающие "пробы" и признающие и учитывающие совершенным ошибки. Концепция открытого общества есть приложение попперовской философии знания к социальным, экономическим и политическим вопросам. Ничего нельзя знать наверное, можно лишь высказывать догадки. Эти предположения могут оказаться ошибочными, процесс пересмотра неудачных предположений и составляет развитие знания. Поэтому главное заключается в том, чтобы всегда сохранялась возможность фальсификации, которой не могли бы помешать ни догма, ни даже собственные интересы научного сообщества. Применение концепции "критического рационализма" к проблемам общества приводит к аналогичным выводам. Мы не можем заранее знать, что такое хорошее общество, и нам остается только выдвигать проекты его усовершенствования. Проекты эти могут оказаться неприемлемыми, но главное состоит в том, чтобы сохранялась сама возможность пересмотра проектов, отказа от господствующих проектов и устранение от власти тех, кто с ними связан. У этой аналогии есть свои слабые места. Поппер, разумеется, был прав, указывая на глубочайшие различия между естественными и социальными науками. Ключевым здесь является фактор времени, а лучше сказать - истории. После того как Эйнштейн опроверг Ньютона, Ньютон уже не может оказаться прав. Когда нео-социал-демократическое мировоззрение заступает на место неолиберального (Клинтон заменяет Рейгана и Буша, Блэйр заменяет Тэтчер и Мейджора), это может означать, что правильное для своего времени мировоззрение с течением времени стало ложным. Это может даже означать, что все мировоззрения в свое время окажутся "ложными" и что в истории нет места "истине". Следовательно, утопия (раз и навсегда принятый проект) сама по себе несовместима с открытым обществом. Общество не только имеет свою историю; для общества характерна и неоднородность. Метод проб и ошибок в политической сфере приводит к демократии в том узком смысле, который Поппер придал этому понятию, а именно к возможности смены правительств без применения насилия. В применении к экономике сразу приходит на ум рынок. Только рынок (в широком смысле) оставляет открытой возможность для изменения вкусов и предпочтений, а также для появления новых "производительных сил". Описанный Й.Шумпетером мир "творческого разрушения" может считаться экономическим сценарием прогресса, осуществляемого с помощью фальсификации. В обществе, взятом в более широком смысле, найти эквивалент труднее. Возможно, здесь уместно понятие плюрализма. Можно вспомнить и гражданское общество, т.е. плюрализм ассоциаций, деятельность которых не имеет никакого координирующего центра - ни явного, ни косвенного. Эти ассоциации образуют как бы калейдоскоп с постоянно меняющимся рисунком созвездий. Понятия демократии, рыночной экономики и гражданского общества не должны приводить к мысли, будто существует только одна институциональной форма, позволяющая воплотить их в реальность. Таких форм - множество. Все существенно важное для открытых обществ сводится к формальным правилам, допускающим продолжение процесса проб и ошибок. Будет ли это президентская, парламентская демократия, или демократия на основе референдумов, или - в иных культурных условиях - институты, которые трудно называть демократическими; будет ли рынок функционировать по образцу чикагского капитализма, или семейного капитализма по-итальянски, или немецких корпоративных предпринимательских практик (здесь тоже возможны варианты); будет ли гражданское общество основано на инициативе индивидов, или местных общин, или даже религиозных организаций, - в любом случае важно только одно - сохранение возможности изменений без применения насилия. Весь смысл открытого общества заключается в том, что существует не один путь, и не два, и не три, но бесконечное, неизвестное и неопределимое число путей.
Объяснение двусмысленности. Под "военными действиями", вклад в которые внес своей книгой Поппер, подразумевалась, разумеется, война с нацистской Германией. Кроме того, Поппер занимался выявлением тех неявных врагов открытого общества, идеи которых могли быть использованы для оправдания тоталитарных режимов. Платоновские всезнающие "философы-правители" не менее опасны, чем гегелевская "историческая необходимость". По мере развертывания холодной войны все большее значение в этом смысле приобретали Маркс и марксизм. Враги открытого общества исключали возможность проб, не говоря уже об ошибках, и вместо этого выстраивали соблазнительный мираж счастливой страны, не знающей конфликтов и перемен. Попперовские мысли в конце первого тома Открытого общества не потеряли актуальности: "Сдерживание политических изменений не помогает делу и не приближает нас к счастью. Нам уже не вернуться к идеальности и прелести закрытого общества. Мечты о рае невозможно реализовать на земле. После того как мы научились поступать, опираясь на собственный разум, критически относиться к действительности, когда мы вняли голосу личной ответственности за происходящее, а равно и ответственности за расширение наших знаний, путь к смиренной покорности перед магией шаманов для нас закрыт. Для тех, кто вкусил с древа познания, дорога в рай заказана. Чем настойчивее мы стремимся вернуться к героической эпохе родоплеменной обособленности, тем вернее приходим к инквизиции, тайной полиции и романтике гангстерского разбоя. Подавляя разум и стремление к истине, мы приходим к самому жестокому и опустошительному разрушению всех человеческих начал. Возврата к гармоничному единству с природой нет. Если мы пойдем этим путем, то должны будем пройти его до конца и превратиться в зверей". Альтернатива очевидна. "Если мы желаем остаться людьми, то перед нами только один путь, и он ведет к открытому обществу". Те, у кого еще свежи воспоминания о времени, когда писалась книга Поппера, наверняка припомнит и архаический родоплеменной язык нацизма: романтику крови и почвы, вычурные самоназвания вождей юношества - Hordenfhrer (вождь орды), даже Stammfhrer (вождь племени), - постоянные призывы к Gemeinschaft (общинности) в противовес Gesellschaft (обществу), однако вкупе с "тотальной мобилизацией" Альберта Шпеера, который говорил вначале о кампаниях партии по борьбе с внутренними врагами, а затем о "тотальной войне" и о поставленном на поток массовом уничтожении евреев и славян. И все же здесь налицо двусмысленность, указывающая на проблему в определении врагов открытого общества, а кроме того - на неразрешенный вопрос в теоретическом анализе тоталитаризма. Двусмысленность заключена в использовании древнего языка межплеменной вражды для оправдания новейшей практики тоталитарного правления. Эрнест Геллнер говорил об этой двусмысленности, критикуя национализм в посткоммунистических европейских странах. Здесь нет, писал он, возрождения древней верности роду, это всего лишь беззастенчивая эксплуатация современными политическими лидерами исторической памяти. Иначе говоря, открытое общество должно отмести два притязания: одно - это племя, традиционно закрытое общество; другое - современная тирания, тоталитарное государство. Последнее может использовать символы рода и вводить в заблуждение многих людей, как это случилось с Поппером. Разумеется, современный Stammfhrer не является порождением родоплеменного строя, это - "винтик" в механизме жестко организованного, сросшегося с партией государства, все назначение которого в том, чтобы не возродить, а разорвать связи между людьми. Мир обновился. Процесс перехода от сословной к договорной системе, от Gemeinschaft к Gesellschaft, от органической к механической солидарности был неоднократно описан, однако непросто найти примеры перехода в обратном направлении. Поэтому опасность сегодня заключается не в возвращении к племенному строю, хотя он и может вернуться в виде раскрашенного романтическими красками бандитизма. Счастливое состояние, о котором писал Поппер, является не столько врагом открытого общества, сколько его отдаленным предшественником или своего рода карикатурой. Настоящие враги открытого общества - его современники, Гитлер и Сталин, а также другие кровавые диктаторы, которых, как мы надеемся, постигнет справедливая кара. Оценивая их роль, мы должны помнить об обмане, кроющемся в их риторике; они не истинные наследники традиции, а ее враги и разрушители.
Понятие открытого общества после Поппера. Карл Поппер любил ясные определения, но сам давал их крайне редко. Естественно, позднейшие интерпретаторы его трудов пытались разобраться с авторскими допущениями, положенными в основу идеи открытого общества. Указывалось, например, что для воплощения идеи открытого общества необходимы соответствующие социальные институты. Способность к пробам и исправлению ошибок должна быть как бы заложена в формы политической, экономической и социальной жизни. В связи с этим встают аналогичные вопросы о демократии (которую Поппер определял как способность избавляться от правительства без применения насилия). Предполагается, что в открытом обществе существует плюрализм групп и сил, и поэтому возникает необходимость поддержки многообразия. Стремление не допустить монополии предполагает наличие у открытого общества своих собственных институтов не только в экономической, но и в политической сфере. Возможно также появление (как указал Лешек Колаковский) врагов открытого общества, порождаемых самим открытым обществом. Должно ли открытое общество (подобно демократии) оставаться "холодным" понятием, не дающим людям чувства принадлежности к кругу единомышленников и соучастия в общем деле? И следовательно, не содержит ли оно в самом себе разрушительный вирус, приводящий к тоталитаризму? Эти и другие опасности, заключенные в понятии открытого общества, заставили многих авторов внести в его определение уточнения, которые, может быть, и желательны, но чрезмерно расширяют смысл понятия, делая его похожим на другие, близкие понятия. Никто не сделал больше для распространения идеи открытого общества и ее воплощения, чем Джордж Сорос. Созданный им "Институт Открытого Общества" внес свой вклад в преобразование посткоммунистических стран в открытые общества. Но и Сорос видит теперь, что открытому обществу угрожает опасность, исходящая от самого открытого общества. В своей книге Кризис мирового капитализма (1998) он говорит, что хотел бы найти новое понятие открытого общества, содержащее не только "рыночные", но и "социальные" ценности. Требует уточнения и еще один аспект в понятии открытого общества. Метод проб и ошибок - плодотворный и творческий метод, а борьба с догматизмом - благородная задача. Ненасильственные изменения предполагают существование институтов как стимуляторов и механизмов этих изменений; институты следует создать и в дальнейшем поддерживать. Однако ни Поппер, ни те, кто после него поднял знамя открытого общества, не сознавали, что открытому обществу угрожает еще одна опасность. Что, если люди перестанут "пробовать"? Казалось бы, странное и малоправдоподобное предположение, - однако умели же авторитарные правители пользоваться молчанием и пассивностью своих подданных! Целые культуры (например, Китай) долгое время были неспособны использовать свои производительные силы из-за того, что не любили пробовать. Не следует обременять понятие открытого общества слишком большим грузом добродетелей, но одна из них является необходимым условием реальности этого понятия. Выражаясь высоким слогом, это деятельная гражданственность. Мы должны продолжать "пробовать", не боясь ошибиться и оскорбить чувства защитников status quo, если стремимся к созданию современных, открытых и свободных обществ.

Энциклопедия Кольера. - Открытое общество . 2000 .

Смотреть что такое "ОТКРЫТОЕ ОБЩЕСТВО" в других словарях:

    Открытое общество демократический тип общества, использующийся для обозначения ряда современных обществ и некоторых обществ античности. Обычно противопоставляется закрытому обществу (традиционное общество и различные тоталитарные режимы) … Википедия

    ОТКРЫТОЕ ОБЩЕСТВО понятие, используемое рядом западных социально философских учений для обозначения демократических обществ античной древности и современности. Как правило, противопоставляется традиционным обществам, а также тоталитарным… … Философская энциклопедия

    Понятие, введенное в оборот Бергсоном (‘Два источника морали и религии’, 1932); активно использовалось Поппером в книге ‘Открытое общество и его враги’ для преодоления методологических установок ‘историцизма’ как (по его мнению) адекватного… … История Философии: Энциклопедия

    Из книги «Два источника морали и религии» (1932) французского философа Анри Бергсона (1859 1941), сторонника «интуитивизма» и «философии жизни». Там же он ввел в обиход и другое популярное понятие, противоположное по смыслу первому: «закрытое… … Словарь крылатых слов и выражений

    - «ОТКРЫТОЕ ОБЩЕСТВО» (фонд Сороса), международный благотворительный фонд, учрежден в 1988 американским предпринимателем Дж. Соросом, российскими государственными и общественными организациями. Финансируется Соросом; осуществляет гуманитарные… … Энциклопедический словарь

    - (фонд Сороса) международный благотворительный фонд, учрежден в 1988 американским предпринимателем Дж. Соросом, российскими государственными и общественными организациями. Финансируется Соросом; осуществляет гуманитарные программы и проекты;… … Политология. Словарь.

    Открытое общество - это общество демократическое, легко изменяющееся и приспосабливающееся к обстоятельствам внешней среды. Открытое общество противоположно «закрытому», т.е. догматически авторитарному, как бы застывшему в своем развитии. Открытое общество – это… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

стационарное (статичное) общество автаркического, замкнутого и самодостаточного типа с авторитарным или тоталитарным режимом. Закрытое общество - антипод открытого общества (термин К. Потере) с соответствующими характеристиками: самоизоляция от идеологического, экономического, технологического, культурного окружения, полный контроль индивидуальных и коллективных связей с внешним миром, предельно ограниченное трансграничное общение, жесткий контроль над всеми видами массовой информации, поступающей извне, вплоть до исключения зарубежных радиопередач («войны в эфире»), цензуры печатной продукции, засекречивания литературных и научных поступлений в специальных хранилищах и т. п.

Изоляция закрытого общества от внешнего мира органически сочетается с ограничениями гласности и цензурой внутри страны, с обилием запретов всякого рода и жесткой карательной системой.

Закрытому обществу свойственны неспособность и нежелание адаптироваться к внешнему окружению, агрессивность по отношению к нему и в конечном счете историческое отставание от него. Закрытое общество несовместимо с глобализацией экономики, интернационализацией демократического процесса, прогрессом науки и техники, общим ходом цивилизационного развития (некоторые теократические общества, напр., Тибет в недавнем прошлом). Несовместимость такого рода детальна для закрытого общества, тем более, что такие общества нередко весьма экспансивны и стремятся проводить активную внешнюю политику, вплоть до развязывания агрессивных войн. Выпадение обществ закрытого типа из исторического контекста эпохи не исключает весьма высокий индустриальный и научно-технический потенциал некоторых из них. Германия 30-40-х гг. стала закрытым обществом в ситуации экономического могущества, но пыталась расширить свои границы за счет соседних государств и воссоздать средневековую рабовладельческую империю в центре Европы.

Закрытые общества недолговечны, они либо постепенно деградируют в силу внутренних противоречий, либо распадаются при столкновении с окружением. См. также Изоляционизм, Тоталитаризм.

Лит.: Поппер К. Открытое общество и его враги, т. 1-2. M., 1992; Soros G. Nationalist Dictatorships versus Open Society. N.Y., 1992.

Понятия, введённые К. Поппером («Открытое общество и его враги») для описания культурно-исторических и политических систем, характерных для различных обществ на разных этапах их развития.

Закрытое общество - характеризуется статичной социальной структурой, ограниченной мобильностью, неспособностью к инновациям, традиционализмом, догматичной авторитарной идеологией (имеет место система, когда большинство членов общества охотно принимают те ценности, которые им предназначены, обычно это тоталитарное общество).

Открытое общество - характеризуется динамичной социальной структурой, высокой мобильностью, способностью к инновациям, критицизмом, индивидуализмом и демократической плюралистической идеологией (здесь человеку предоставляется возможность самому выбирать мировоззренческие, нравственные ценности. Отсутствует государственная идеология, а на уровне конституции закрепляются принципы духовной свободы, которые человек реально использует. То есть он сам пытается найти основные ценности).

Закрытое общество склонно к специализации, а открытое - к творчеству. В открытом обществе каждый участник ответственен за свою жизнь и заботится преимущественно о себе, при этом в обществе уважается право на частную собственность и личное достоинство. В закрытом обществе «святой долг» - заботиться о других, а частная собственность - дело сомнительное (предосудительное) или даже преступное, недостойное.

6. Концепции возникновения общества

1) географический детерминизм (Гиппократ, Ш. Монтескье, К.Бэр, Л. Мечников) – общество – продукт консолидации людей для противостояния природе;

2) теория общественного договора (Т.Гоббс, Д.Локк, Ж.-Ж. Руссо), добровольно заключаемого людьми для регулирования их естественного агрессивно-враждебно-эгоистического состояния;

3) экономический детерминизм – возникновение общества обусловлено экономическими причинами: кооперацией жизнедеятельности, появлением собственности, разделением труда, обменом продуктами деятельности.

7.Типы общественного развития:

1) циклическое (круговое) развитие (Дж. Вико, Н. Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби) - выделение стадий становления, расцвета и упадка; специфический круговорот, повторение одних и тех же состояний; чередование этих кругов на протяжении относительно длительного времени; их повторение на новой в чем-то основе (см. также Ф. Ницше: идея «вечного возвращения»).

Итальянский мыслитель Джамбаттиста Вико (1668-1744) считал конечной причиной развития обществ-народов Бога. Каждый народ проходит четыре эпохи: божественную (“век варварства“, государства нет), героическую (“век героев”, возникает аристократическое государство), человеческую («век городов, законов и разума”, демократическое государство, свобода, естественная справедливость), упадок, разрушение, возврат в первоначальное состояние . В основу цикличности развития народов Вико положил форму правления в обществе.

Н. Данилевский ("Россия и Европа"): каждый народ проходит три этапа : этнический (племенной), государственный (политический), цивилизационный (культурный). Упадок цивилизации имеет своей причиной ослабление творческих сил народа, застой в его формах жизни, развитие цинизма, ослабление и распад. Европейская (германо-романская) цивилизация вошла в стадию упадка, а русско-славянская - в стадию становления и ожидаемого расцвета.

По О. Шпенглеру ("Закат Европы") культура проходит стадии детства (“весна”), юношества (“лето”), зрелости (“осень”), старость (“зима”).

У А. Тойнби ("Постижение истории"): цивилизации проходят стадии становления, расцвета и упадка , в основе которых лежит соответствующее состояние ее элиты, подлинного духовного и организационного стержня цивилизации: “генезис”, “рост”, “надлом”, “распад”.

2) Линейное развитие (линейный прогресс, теория эволюционного развития (эволюционизма) (О. Конт, Л. Морган) - от низшего к высшему, от простого к сложному, от частичного к целостному. В основе - аналогия с биологическим организмом, его ростом. Общество рассматривается как организм, состоящий из клеток-людей, органов-институтов и т.п. Человечество и все конкретные общества развиваются взаимосвязано. Происходит добавление к прежнему его качеству нового (кумулятивный эффект), некоторое преобразование части старого и утрата чего-то.

О. Конт полагал, что движущей силой развития общества является сила человеческого духа (интеллекта, морали, воли). Общество проходит в своем развитии три стадии: 1) теологическая (вера в сверхъестественное в форме мифологии и религии, военное противоборство, рабство); 2)метафизическая (доминанта абстрактных понятий, созданных разумом: свободы, суверенитета, права, легитимности, демократии); 3)позитивная (открываются законы природы, общества, человека, их использование в организации, наука становится главной производительной силой общества).

Л. Морган выделяет в истории три фазы (на основании изменения орудий труда): дикость (примитивные орудия (огонь, лук, стрелы и т.п.), варварство (одомашнивание животных, ирригация, производство железа и инструментов), цивилизация (письменность) .

3) Спиралевидное развитие (Г. Гегель, К. Маркс)- с одной стороны, оно является линейным, так как происходит в чем-то от простого к сложному, с другой - циклическим, конец цикла не полностью возвращается в начало, а приобретает новые черты.

Исходя из закона отрицания отрицания, Г. Гегель выделяет четыре прогрессивных периода истории , в которых реализованы определенные принципы Абсолютного духа: Восточный мир, Греческий мир, Римский мир, Германский мир.

По К. Марксу , на первобытной стадии действуют общественная собственность и коллективизм, но низка эффективность производства. На стадии антагонистических формаций (рабовладельческой, феодальной, капиталистической) происходит отрицание предыдущей ступени, что вызывает резкий рост эффективности общественного производства. На коммунистической стадии возвращаются вновь к общественной собственности на средства производства, коллективизму, но сохраняют высокую эффективность общественного производства, полученную на средней стадии общественного развития.

8. Концепции развития общества:

1) Формационная теория (К. Маркс, Ф. Энгельс, Г.В. Плеханов) выделяет (на основании изменения форм собственности на основные средства производства) в развитии общества пять общественно-экономических формаций: первобытно-общинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую.

2) Цивилизационный подход , выделяющий (на основании технико-технологических различий) три типа общества – традиционное, индустриальное и постиндустриальное.

3) Теория традиционных (основанных на ручном труде) и индустриальных (основанных на машинном труде) обществ (Ф.Теннис, Р. Арон, У. Ростоу)обществ .

4) Теория стадий экономического роста (У. Ростоу), обусловленных ростом научного знания, порывами и устремлениями людей: «традиционное общество» (аграрное, иерархизированное, с властью, сосредоточенной в руках землевладельцев, с примитивной техникой и наукой); «переходное общество» (переход к домонополистичекому капитализму); общество «стадии сдвига» (к монополистическому капитализму); общество «стадии зрелости» - индустриальное общество (бурное развитие промышленности, возникновение новых отраслей производства и др.); общество «эры высокого массового потребления» (основными становятся сфера услуг и производство товаров массового потребления).

5) Концепция постиндустриального общества (Д. Белл, Э.Тоффлер), или надиндустриального (Р.Арон), информационного (Д.Леон), электронного (М. Морисима), цивилизации третьей волны (О. Тоффлер), общества постмодерна (Ж. Лиотар).

Главным общественным богатством становятся знания, приоритетным направлением развития – информатизация;

Сближение размера доходов различных групп населения, ликвидация социальной поляризации, рост удельного веса «среднего класса»;

Классовая дифференциация уступает место дифференциации профессиональной, основным социальным противоречием становится конфликт между некомпетентностью и профессионализмом;

Выдвижение на первый план сферы услуг, индивидуализация производства и потребления, увеличение удельного веса мелкосерийного производства при утере господствующих позиций массовым.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Предмет философии
Предметом любой науки называется круг проблем или сумма событий, которые она изучает. Предмет философии - «океанический», охватывающий всю существующую реальность, и место человека

Вечные вопросы философии
– всегда сохраняющие свое значение и актуальность: что есть «я»? что есть истина? что есть человек? что есть душа? что есть мир? что есть жизнь? «Проклятые вопрос

Объясните цитаты и афоризмы
«Философия – культура ума, наука об исцелении души» (Цицерон) «Кто говорит, что заниматься философией еще рано или уже поздно, подобен тому, кто говорит, что бы

Заполните таблицы
«Предмет философии» Философия мифология религия наука искусство

Понятие бытия
Бытие - вся существующая реальность. Категория «бытие» относится к числу самых широких философских категорий. Противоположное бытию понятие - «небытие

Проблема развития и самоорганизации бытия
Основные концепции развития: диалектика и синергетика. 1) Диалектика (с греческого - искусство спорить) - учение о всеобщем

Неосновные законы диалектики
Неосновными законами диалектики называются взаимосвязи парных категорий. Целое («то, у чего не отсутствует ни одна из частей» (Аристотель) и часть

Философская антропология
Антропология - учение о человеке. Философская антропология отвечает на вопрос о сущности человека, его происхождении, будущем, смысле жизни. Центральный воп

Человек - существо развивающееся
Человек - биологически слаб, у него нет ни острых клыков и когтей, ни мощной физической силы, ни сверхбыстроты и ловкости. Биологически он проигрывает крупным млекопитающим. Человек - «биологически

А) Эволюционная теория
Человек возник в результате эволюции жизни путём естественного отбора. Доказательства: наличие переходных состояний между обезьяной и человеком (австралопитек, неандерталец,

Б) Внеземная
Разумная жизнь - результат космических палеовизитов внеземных развитых цивилизаций. Доказательства: загадочные рисунки (рисунки в пустыне Насха), находки (древнейшие карты з

В) Религиозная
Человек сотворён Богом. Доказательства: прежде всего, это предмет веры; у человека есть ряд качеств, которых нет в природе, и которые есть только у Бога (свобода выбор

Объясните цитаты и афоризмы
«Человек – политическое животное» (Аристотель) «Я намерен посвятить всю оставшуюся жизнь выяснению одного вопроса – почему люди, зная, как поступать хорошо, во благо, поступают

Сознание
1. Сознание (с лат. – «совокупное знание») -(этимологически) всё то, что осмысливается. Сознание (как оппозиция

Структура сознания
1) чувственно-эмпирический и абстрактно-теоретический уровни Чувственно-эмпирический уровень включает в себя два подуровня: социально

Проблема познаваемости мира
Есть достаточные основания считать, что мир познаваем (пусть, в каждый момент, и в определённых пределах). На обыденном уровне это следу

Виды истины
Абсолютная –полное, всестороннее, исчерпывающее знание об объекте. Относительная –неполное, неточное, приблизительное знание. Конкретная -

Составляющие процесса познания
Субъект - носитель познавательного действия, объект - совокупность событий или проблем, на которые направлено познание, предмет

Уровни познания
А) Чувственное познание осуществляется посредством зрения, слуха, обоняния, осязания, тактильности. Его основные формы: ощущение, восприятие и представление.

Объясните цитаты и афоризмы
«Самое трудное – познать самого себя, самое лёгкое – давать советы другим» (Фалес) «Утром познав истину, вечером можно умереть» (Конфуций) «Спрашивать о причине в

А) Философия науки
- раздел философии, изучающий понятие, границы и методологию науки. 1. Наука – деятельность по продуцированию, хранению и распространению новых знаний, способах

Отрасли науки
Наука разделяется на множество отраслей (частных наук). По предмету и методу познания можно выделить науки о природе (естествознание), обществе

В) третья научная революция (кон. XIX - сер. XX в.)
Материя - и как вещество и как электромагнитное поле. Ламарк - целостная концепция эволюции живой природы. Теория клетки, единство происхождения и развития всего живого. Дарвин: причины эволюции -

Объясните цитаты и афоризмы
«То, что принято без доказательств, может быть отвернуто без доказательств» (Эвклид) «Если бы геометрические аксиомы задевали интересы людей, они бы опровергались» (Т. Гоббс)

Потребности, интересы, ценности
Потребности – состояние неудовлетворённости, нужды, которое человек стремится преодолеть. Является движущей силой активности человека, связи с внешним миром, служит основой сущ

Подходы в осмыслении ценностей
Прагматический: ценности должны быть полезными, целесообразными, инструментальными. Трансцендентальный: ценность – идеал, это:

Проблема смысла жизни
А. Камю: для человека есть только один фундаментальный вопрос: стоит или не стоит жизнь того, чтобы её прожить?

Проблема смысла любви
а) любовь – сущностная характеристика жизни, её пиковое состояние По существу, любовь и жизнь (подлинная) – синонимы. Если я никого не люблю, то доказать, что я ест

Проблема смысла смерти
а) зачем человеку открыто знание о смерти Животное не знает, что живёт, не знает, что умрёт… «Человек начинается с плача об умершем»(М. Мамардашвили

Ответьте на вопросы
1. Приведите примеры «вечных» и временных (исторических) ценностей, ценностей общечеловеческих и национальных, корпоративных, семейных, индивидуальных. Каковы сходство и различие между ними?

Заполните таблицу
«Добро и зло» Добро Зло Напишите, что (какие поступки, отношения, выск

Объясните цитаты и афоризмы
«Зло всегда будет в мире, пока в мире есть свобода. Зло – от свободы человеческой. Человек не хочет счастья, особенно, если оно принудительно, он хочет свободы, своеволия» (Ф.М. Достоевский)

Социальная философия
1. Социальная философия - раздел философии, призванный ответить на вопрос, что есть общество (как оно возникло, ка

Теории прогресса и регресса
1) Теория поступательного развития общества (исторического прогресса): Морган: дикость, варварство, цивилизация; история по Г. Гегелю, формационная теория К.Маркса Французский просв

Моноисторизм и плюраисторизм
От Гесиода до Г.Гегеля и К. Маркса доминировало представление о единой линии истории всего человечества. Европоцентризм этого представления был очевиден уже К. Марксу, который для Востока предложил

Культура и цивилизация
Культура –совокупность исторически выработанных материальных и духовных ценностей общества, обеспечивающих его воспроизводство и развитие. "Нат

Современное общество
Бесспорно ключевой вопрос любого цивилизованного общества - вопрос его организации. Современное общество организовано исключительно на капитале, что дает ему право называться капиталистическим.

Попытки решения
§ Демографический переход - естественный конец демографического взрыва 1960-х § Ядерное разоружение § Энергосбережение § Монреальский протокол (1989) - борьба с озоновыми

Заполните таблицы
«Общество и природа» Общество Природа Различия С

Объясните цитаты и афоризмы
«Человек – общественное животное» (Аристотель) «Человек вне общества - или бог, или зверь» (Аристотель) «Две вещи делают человека богоподобным: жизнь для блага об

Предфилософия
Все первые человеческие сообщества обладали мифологическим (позже, религиозным) мировосприятием. Мифология – мировоззрение, основанное не на теоретически

Восточная философия
Восточная культура, во многом, в противоположность Западной, являет собой воплощение спокойствия, непротивления. Боясь разрушить хрупкую

Индийская философия
- одна из самых древних философий в мире, зарождение её относят к X-IX вв. до н. э., а наиболее древние тексты содержатся в Ведах (до1500 г. до н.э.) Основные черты

Основополагающий текст
«Трипитака» (Три корзины») Буддизм (от слова «будда» – просветлённый, постигший истину) - «атеистическая религия», «океаническое» религиозно-философское учение,

Четыре Благородные Истины буддизма
1. Жизнь есть страдание (преимущественно материальный земной мир (сансара) стремится подчинить нематериальную душу себе, загоняя её в «тюрьму», «могилу»; 2.

Дзен (чань) буддизм
дзен (санскр. - «сосредоточенное созерцание», медитация, отстранённость) - «сердце Будды» (любовь и великое сострадание) - одна из самых популярных школ буддизма. Осно

Основатели наиболее известных учений
Патанджали (II в. до н. э.) - основатель Йоги, автор «Йога-сутры». Проповедовал необходимость благочестивых упражнений дл

Объясните цитаты и афоризмы
«Нет счастья, равного спокойствию» (Гаутама Сиддхартха) «Никто нас не спасает, кроме нас самих, никто не вправе и никому не по силам сделать это. Мы сами должны пройти по пути, но слова Бу

Особенности китайской философии
1. Базисная идея – органическое единство человека и мира. 2. Понимание вещей как подвижных, текучих образований. 3. Всё сущее – единство противоположных начал - «Я

Шесть основных философских школ
(«золотой век» китайской философии – 6-3 века до н.э.) Школа Основная проблематика Школа Инь-Ян философия природы

Конфуций (Кун Фу-цзы)
(«Почтенный Учитель») Книга: «Четверокнижие» («Лунь-юй» («Суждения и беседы Конфуция»), «Мэн-цзы», «Уч

Система воспитания
Хотя конфуцианство часто называют религией, в нём нет института церкви, и для него не важны вопросы теологии. Конфуцианская этика не религиозна. Идеалом конфуцианства является созда

Философия
1. Глядя на море хаоса, в которое превратился Китай, Конфуций увидел в нём лишь один островок стабильности. Всё рассыпалось, осталась лишь семья. Вывод: семья – самая прочная форма отношений между

Основополагающий текст
«Даодэцзин» («Учение о пути к Дао») Главные идеи: 1) человек рождён Дао, 2) в ходе своей истории потерял связи с н

Ответьте на вопросы
1) Почему Конфуций ставит на первую ступень воспитания поэзию, на второе – этикет? Какая ошибка была бы допущена, если бы поменять их местами? 2) Есть ли сходство между конфуцианским и рос

Объясните афоризмы
«Глупец жалуется, что люди плохо знают его, а мудрец – наоборот, что он не знает людей» (Конфуций) «Не надо искать чёрную кошку в тёмной комнате, тенм более, если там е

Западная философия
Западная культура - представляет собой культуру, ориентированную на динамический образ жизни, ценности технологическо

Античная философия
(Древняя Греция и Рим) (6 век до н.э. – 6 век н. э.) Культурный расцвет - Афины, 5 век до н.э. («Золотой век» Перикла). Наивысшее

Гуманность
Первые греческие философы - досократиаки Первая философская школа – Милетская (6 в. до н.э.) (Фалес, Анаксимен, Анакси

Афоризмы и высказывания
«Этот космос, тот же самый для всех, не создал никто ни из богов, ни из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живым огнем, мерами разгорающимся и мерами погасающим»

Философия
1. Идея освобождение души путём нравственного и физического очищения с помощью тайного учения (мистическое учение о круговороте переселений души). По Пифагору, вечная душа переселяется с небес в бр

Афоризмы
«Не гоняйся за счастьем, оно всегда находится в тебе самом» «Не суди о своём величии по своей тени при заходе солнца» «Трудно идти по жизни нескольк

Атомисты
(5-4 – 1 в. до н.э.) материалистическая философская школа (Демокрит, Левкипп, Эпикур, Л. Кар) – считали микроскопиче

Преодоление страха
Аргументы для преодоления страха смерти: а) «Если смерть есть, меня нет, если я есть - смерти нет» (Всё, что человек знает о смерти - знание о чужой смерти. О своей смерти о

Афоризмы
«Пусты слова того философа, которыми не лечится никакое страдание человека. Как от медицины нет никакой пользы, если она не изгоняет болезни из тела, так и от философии, если она не изгоняет болезн

Софисты
(«учителя мудрости») (V – IV в.в. до н.э.) (Протагор, Горгий, Гиппий) 1) нет ничего раз и навсегда данного; отрицание старых традиций, привы

Скептики
(сомнение как принцип мышления, особенно, в надёжности истины) (4 в. до н.э.) (Пиррон, Секст Эмпирик) 1) никогда не может быть рацио­нального осно

Философия
1. Плюрализм – существует множественность архэ, четыре стихии (огонь, воздух, вода и земля) – «корни» вещей; заполняя всё пространство, находясь в постоянном движении, перем

Философия
1. «Человек есть душа» (душа – разум и нравственное ориентированное поведение). Высшая задача – научить человека взращиванию души. “...не о теле вашем должны вы з

Философия
1.Высший вечный совершенный «реальный мир» – «мир идей» (эйдосов), чистых бестелесных истин, полных божественного смысла. Идеи - основа всего мира; целевые причины, заряженн

Афоризмы
«Бедность заключается не в уменьшении имущества, а в увеличении ненасытности» «Бесстыдство – терпеливость души к бесчестью во имя выгоды» «Бог в нас самих»

Основатель Лицея
(«перипатетики» - прогуливающиеся во время философствования) Личность. Родился в Стагире (отсюда, прозвище Стагирит), отец - Ни

Энциклопедист,
систематизировал всю сумму имеющегося к тому времени знания, написав книги по всем его отраслям: 1) Логика (Органон) («Категории», «Риторика») 2) Ф

Афоризмы
«Друг всем – ничей друг» «Толпа достойна умереть прежде, чем она родилась» «Жить, значит делать вещи, а не приобретать их» «Человек вне общества – или бог, или зверь»

Культура европейского средневековия
1) Главным мировоззрением, вместо античной мифологии, утверждается христианство 2) Происходит открытие божественной красоты души 3) Тело уходит в тень, растворяетс

Особенности философии
1) Тесная связь с христианством 2) Теологизм и теоцентризм (в отличие от античного антропоцентризма) 3) Ретроспективность (обращение к прошлому), традиционализм (при

Этапы развития средневековой философии
1) патристика (от лат. Pater – отец) - период «отцов церкви»(2-8 века), рационально обосновывающих фундаментальные основы христианства

Картина мира по Оригену (II-III вв.)
(первая теологическая система христианства) 3) систематическая патристика (IV-V в.в.) – систематизация церковной доктрины, спор о природе Христ

Св. Августин Блаженный
«отец церкви» («самый святой из всех грешников, и самый грешный из всех святых») Главные сочинения: «Исповедь», «О Граде Божием»»

Иоанн Скот Эриугена св. Ансельм Кентерберийский
Иоанн Скот Эриугена, «первый отец схоластики» (тосковавший по эллинской духовности, любящий одинокую, самоцельную игру ума, идеи его осуждены церковью,

Иоанн Росцеллин
«отец номинализма» 1) универсалии – просто слова, или сотрясения воздуха, реально существуют только единичные вещи, нет никаких универсальных реальностей, соответствующих нашим общи

Неотомизм
Главные сочинения: «Сумма теологии», «Сумма философии», «Сумма против язычников» Пять доказательств бытия Бога:

Вера и знание
В идеале, вера (истинная) и знание (истинное) должны сойтись. Ведь это - разные (нерациональный и рациональный) способы познания одного и того же мира. Если же они расходятся, то выбор нужно делать

Признаки красоты
1) Красота - целостна, не частична, не ущербна (если у человека красив только нос, его нельзя считать красивым) 2) В красоте есть соразмерность, г

Ответьте на вопросы
1) Чем отличается, по выражению Б. Паскаля, «Бог философов» от «Бога веры»? 2) В чём сходство и отличия научного и религиозного (христианского) представлений о рождении мира и человека?

Николай Кузанский Н. Коперник
Николай Кузанский (1401-1464) кардинал католической церкви. Метод ученого незнания. Ученое незнание, есть осознание диспропорции между к

Мишель Монтень
(1533-1592) Франция скептицизм «Опыты»: 1. Человек – не центр вселенной, не венец творения, не любимец Бога, он –

Философия нового времени
(XYII – XYIII века) Общая характеристика: 1) обоснование экспериментального метода в науке (Ф. Бэкон, И. Ньютон);

Томас Гоббс
(1588-1679 гг.) материализм, эмпиризм, теория общественного договора «Левиафан», «О теле»:

Джон Локк
(1632 - 1704) Англия сенсуализм «Опыт о человеческом разумении»: 1.Материальный мир, ограниченный по про

Рене Декарт
(1596-1650) «отец западного рационализма» (от фамилии Карт – «картезианство», «картезианской» называют западную рациональную философию) Родом из не

Я сомневаюсь, значит я мыслю
4. Я мыслю, следовательно я существую (контртезисы: «Я чувствую, следовательно я существую» (Дж, Локк); «Я стыжусь, следовательно я существую» (В. Со

Блез Паскаль
(1623-1662) «Мысли»: 1. Человек - «мыслящий тростник», поразительное сочетание слабости, хрупкости – и величия ума

Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях
Говорите как все, но думайте по-своему. Люди безумны, и это столь общее правило, что не быть безумцем было бы тоже своего рода безумием. Красноречие - это живопись м

Бенедикт Спиноза
(1632-1677) Нидерланды монизм, пантеизм Родился в семье купца, после смерти отца возглавил его дело. За вольномыслие был отлучён от церкви и подв

Свобода - это познанная необходимость
Чтобы достичь большей степени свободы, считает Спиноза, человеку необходимо: максимально познать необходимость в виде субстанции (Природы-Бога) - внешней причины всего

Готфрид Лейбниц
(1646-1716) Германия идеализм, плюрализм В 20 лет закончил Лейпцигский университет, но из-за юного возраста не получил степень доктора (вскоре защити диссертацию). Был би

Джордж Беркли
(1685-1753) Ирландия субъективный идеализм «Быть – значит быть в восприятии или воспринимать» Родился в семье дворянина.

Жан-Жак Руссо
(1712-1778) Рано потерял мать, воспитывался отцом. Работал подмастерьем гравёра. Богатая покровительница помогла ему заняться самообразованием. Получил премию Академии за «

Дени Дидро
(1713-1784) Франция материалист-просветитель Родился в семье ремесленника-ножовщика, закончил иезуитском колледж, получил звание магистра искусств. Жил впро

Вольтер
(1694-1778) «Философские письма», «Карманный философский словарь», «Бог и люди»: 1. Критика идеализма, антиклерикализм (о церкви: «раздавите гадину»), сенс

Жульен Ламетри
(1709-1751) механистический материализм, сенсуализм Занимался богословием и медициной. На основе наблюдений за своей болезнью пришёл к выводу, что духовная деятел

Фридрих Ницше
(1844-1900) «философия жизни» Родился в семье лютеранского пастора, был одарён гениальными способностями, музыкален, дружил с Р. Вагнером, поклонник философии А. Шопенгауэр

Людвиг Фейербах
(1804-1872) антропологический материализм «Сущность христианства»: 1. Не Бог создал человека, а человек соз

Артур Шопенгауэр
(1788-1860) иррационализм, пессимизм «Мир как воля и представление»: 1. Мир - Хаос, подчиняющийс

Георг Гегель
(1770-1831) объективный идеализм «Феноменология духа», «Наука логики», «Философия истории»: 1. Философия может быть тольк

Русская философия
Особенности: 1) религиозность, 2) нерациональность (Д. Фонвизин «Недоросль»: «ум, коли он только ум, - сущая безделица»), несистемность (женственность русс

Расцвет - середина 19 - первая половина 20 вв
Славянофилы (А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, Ю.Ф. Самарин, К.С. Аксаков) и западники(А.Н. Герцен, П.Я. Чаадаев, К.Д. Кавелин, В.Г. Белинский) (40-50 гг. Х1Х

Д.С. Мережковский
(1866-1941) религиозный философ, один из основателей русского символизма, выдвигался на Нобелевскую премию, муж поэтессы З. Гиппиус

П.А. Флоренский
(1882-1937) «Новый Леонардо да Винчи», окончил Московский университет, духовную академию, энциклопедически образован, полиглот, разносторонне талантлив (от искусства, лингвис

Н.А. Бердяев
(1874-1948) христианский экзистенциализм персонализм Увлекался марксизмом, участвовал в социал-демократическом движении, был арестован, искл

Особенности современной философии
1) Цели исследования смещаются с метафизической проблематики на субъекта. При этом сам «субъект» определяется по-новому – как конкретный, «живущий», чувствующий человек. Таким образом, центральной

Экзистенциализм
(к. 19 - 20 вв.) «философия существования» А. Камю, Ж.-П. Сартр, К. Ясперс («Смысл и назначение истории»),

Страх - наивысшее достижение человека, только в нем открывается истинное существование
3. Способы отношения к абсурду: образ Дон-Кихота (уход в собственный внутренний мир), образ Дон-Жуана (бег от самого себя), образ Сизифа (умении н

Жан-Поль Сартр
(1905-1980) Франция атеистический (секулярный) экзистенциализм Нобелевский лауреат по литературе (1964) (отказался от премии)

Философская антропология
«Положение человека в космосе», Х. Плеснер «Ступени органического и человек», А. Гелен «Человек. Его природа и положение в мире», Э. Кассирер «Философия символичес

Персонализм
(от лат. persona - личность) к. 19-20 вв. (Россия, США, Франция) - экзистенциально-теистическое направление в философии, признающее л

Неотомизм
(кон.19- наст. время) современная версия томизма, учения Фомы Аквинского официальная философия католицизма, Жак Маритен

Марксизм и неомарксизм
(втор. пол. 19 – 20 вв.) диалектический материализм, исторический материализм Карл Маркс (1818-1883)

Неомарксизм
школа праксиса, фрейдомарксизм, Фра́нкфуртская шко́ла (Т. Адорно, М. Хоркхаймер, Г. Маркузе, Э. Фромм, Ю. Хабермас)

Зигмунд Фрейд
(1856-1939) Австрия «Психология бессознательного», «Я и Оно»: 1. Новая антропологическая революция, разворачивающая

Карл Юнг
(1875 - 1961) Швейцария «Отношения между Я и бессознательным», «Человек и его символы»: 1. Наряду с личным бессознательным (откры

Эрих Фромм
(1900-1980) неофрейдизм (фрейдо-марксизм), Франкфуртская школа «Бегство от свободы», «Быть или иметь», «Искусство любви»:

Позитивизм
(19 – 20 вв.) возник во Франции Огюст Конт (1798-1857) Четыре этапа развития позитивизма: 1) Классический 1830-185

Герменевтика
(19-20 века) Германия Ф. Шлейермахер, Х.-Г. Гадамер: 1) понимание – фундаментальный способ человеческого существования; осуществляется в ра

Эдмунд Гуссерль
Германия (1859-1938) «Логические исследования», «Идеи к чистой феноменологии»: 1) Феномены – по

Постмодернизм
(кон. 20 века) Франция ("постмодернизм" - то, что следует за современной эпохой, за модернизмом, то есть, за рациональным, системным мышлением Нового Вр

Мишель Фуко
(1926-1984) Родился в состоятельной семье, отец - успешный хирург. В школе не отличался большими успехами. Получил прозвище Полишинель. Преподавал во Франции, Т

Новое время
человек - сложная машина человек - порождение природы человек разумен человек изменяет мир с помощью знаний человек революционным образом ме

Нарисуйте свою модель мира
уточните: 1) имеет ли она сходство с христианским, буддистским, платоновским, гегелевским, марксистским, соловьёвским или иным представлением? 2) из каких частей

Постарайтесь убедительно аргументировать все свои доводы
Так что же я извлёк из курса философии? 1. 2. 3. 4……………………………………………………………………………… Так зачем же я живу? 1. Для

Список иллюстраций
На обложке – центральный фрагмент фрески Рафаэля Санти «Афинская школа». Образы спорящих Платона (указывающего перстом вверх) и Аристотеля (показывающего рукой вниз), символизирующих две осн



Понравилась статья? Поделитесь ей