Контакты

Бизнес на репетиторстве: франшиза и самостоятельный старт. Франшиза «Современное образование» - курсы подготовки к ЕГЭ и ОГЭ

В современной России очень актуальна тема подготовки выпускников к ЕГЭ, так как это, по большому счёту является их билетом в будущее.

Чтобы заниматься таким предпринимательством следует разобраться в специфике ЕГЭ, это поможет найти грамотного преподавателя, правильно организовать систему курсов. Свои идеи на этот счёт я изложу ниже.

1) Рассматриваем возможность проводить курсы по подготовке к ЕГЭ:
1 Наличие капитала для последующих расходов (аренда помещения, оплата преподавателям, создание рекламного сайта и пр.)
2 Наличие помещения, где их проводить (несложно найти, и арендовать)
3 Наличие желающих посещать такие курсы (таких пруд пруди)
4 Наличие тех, кто будет проводить такие курсы (найти в интернете учителей не проблема)

2) Определяем по каким предметам вести курсы.
Самыми популярными являются курсы по русскому языку и математике, так как это обязательные для сдачи экзамены. Далее идут дополнительные экзамены, то есть те, которые выбирают сами ученики. Самыми популярными для сдачи являются обществознание и физика. Соответственно курсы стоит проводить по четырём предметам - математика, русский язык, обществознание и физика.

3) Ищем преподавателей
На мой взгляд, лучше брать относительно молодых(25-35 лет, но это сугубо моё мнение), так как с ними легче и приятнее работать как организаторам, так и ученикам(ибо старых тёток хватает и в школе).Искать их необходимо по объявлениям. Нужны те, кто собирается работать неполный рабочий день, и даже не полную рабочую неделю, далее станет понятно почему. Есть два варианта. Оба нужно пробовать.

Первый: ищем в интернете объявления о том, что кто-либо желает наняться преподавателем по интересующим нас предметам. Звоним, назначаем собеседование(о нём речь пойдёт далее).
Второй способ: создаём сайт и группу ВКонтакте о том, что в таком-то городе открываются платные курсы по подготовке к ЕГЭ по следующим предметам, указываем вакансии преподавателей. Ждём звонком, назначаем собеседования. Здесь стоит отметить, что это же нам необходимо и для поиска учеников, но об этом чуть ниже. Также следует отметить, что группу и сайт необходимо будет раскрутить. Это дополнительные расходы.

4) Собеседование с преподавателями
Первое: нам необходимы только определённой возрастной группы. Об этом сказано выше.
Второе: нужны преподаватели, с хорошим педагогическим образованием, закончившие нормальный, так сказать, престижный ВУЗ по этому направлению.
Третье: нам нужны те, кто имеет опыт подготовки к ЕГЭ, знает эту систему(это имеет огромное значение, без опыта работы с ЕГЭ человек сразу отпадает)

5) Поиск учеников
Как уже было сказано - делать это необходимо через созданный рекламный сайт и группу ВКонтакте(так как из всех социальных сетей он самый популярный среди школьников).Принимаем звонки. Ждём пока наберётся минимальная группа - это 10 человек. Так же стоит сказать, что максимальная группа не должна превышать двадцати человек, ибо больше не будет комфортным ни для учеников, ни для преподавателей.

6) Организация самих курсов
После того, как набраны преподаватели, нужно решить, как организовать курсы по группам.
Разбиваем курсы по дням недели, желательно с понедельника по четверг, так как школьникам не понравится перспектива учиться ещё и выходные дни. Всего четыре предмета. Два в один день. Каждый по 3 часа, это полугодовой курс. Например - понедельник: математика 16:00 - 19:00, затем идёт группа по русскому языку с 19:00 - 22:00.Вторник: физика 16:00 - 19:00, затем идёт группа по обществознанию с 19:00 - 22:00.
Среда снова математика и русский, но уже другие группы(так же можно поменять последовательность, далее объясню зачем), а четверг физика и обществознание, так же другие группы, в другой последовательности.
Время рассчитано таким образом, чтобы ученики, могли посещать курсы сразу после школы, либо вечером, на выбор, для этого мы и меняем последовательность. Таким образом ученики будут проходить полный курс подготовки за полгода.

7) Цены на курсы
Полугодовой курс, три часа два раза в неделю стоит 15000 рублей с человека в среднем. Оплату брать за курс в целом. Сразу 15000.

8) Оплата преподавателям
Делаем систему процента от группы. То есть, если по математике в группе находится 10 человек, то соответственно в месяц они дают 30000 рублей (15000 с человека делим на полгода, почти 5 месяцев, получается 3000 с человека в месяц, умножаем на 10 - количество учеников в группе, итог 30000).

Оплачиваем преподавателю каждый месяц 15% от одной группы(всего у одного преподавателя их две), к примеру. Это получается 4500 за три часа в неделю с одной группой.

9) Аренда помещения для занятий
Можно взять большой кабинет в каком-нибудь офисном центре. Как можно ближе к какой-нибудь станции метро(из центральных, так как школьники не захотят добираться до курсов чёрт знает куда) Там же есть все условия, такие как наличие стульев, столов и досок.
Рассчитать арендную стоимость, а так же стоимость раскрутки сайта я, к сожалению, не могу. Не сведаю в этой теме.
Такая вот идея.



* В расчетах используются средние данные по России

Для открытия учебного центра по подготовки к госэкзаменам по франшизе потребуется сумма от 1,2 млн. рублей. Франчайзинг в этой области только зарождается, но уже есть несколько предложений от компаний, которые вышли на федеральный уровень развития. Росту рынка способствует спрос со стороны школьников и их родителей. 54% россиян считают, что школы неспособны подготовить их детей к одному из самых серьезных испытаний в жизни.

С 2009 года у репетиторского бизнеса появился серьезный аргумент в пользу выхода из тени – с 1 января начал действовать федеральный закон, обязывающий всех выпускников сдавать ЕГЭ. Школы к нововведению оказались не готовы. В учебных программах не предусмотрен раздел по подготовке к экзаменам, а учителя, если и берутся «натаскивать» своих учеников к ЕГЭ, то не в полную силу. В их обязанности входит лишь основная образовательная программа. Если по основным предметам школьный преподаватель еще может уделить внимание подготовке к ЕГЭ на общих уроках, то по дополнительным это делать бессмысленно – лишь часть учеников выбирает нужный предмет. По последним данным ВЦИОМ, 54% россиян считают объем школьных знаний недостаточным для успешной сдачи ЕГЭ.

В связи с некомпетентностью школ в этом вопросе у учеников появляется потребность в индивидуальных курсах, где они могут концентрировать усилия на определенных предметах, готовиться к специфике тестов и решению типовых заданий различного уровня сложности. По данным фонда «Общественное мнение» родители лишь 37% выпускников сообщили, что их дети не пользовались услугами репетиторов за последние два года обучения. Интересно, что в 2012 и 2014 году таких респондентов было гораздо больше – 58% и 55% соответственно.

Согласно исследованиям компании inFOLIO Research Group на 2012 год объем рынка репетиторских услуг составлял 26,2 млрд. рублей, около 6-8 млрд. из которого приходилось на долю подготовки к ЕГЭ. На данный момент, по приблизительным оценкам, объем рынка находится около отметки в 30 млрд. рублей, половина из которого приходится на подготовку к сдаче единого госэкзамена. Сложность анализа состоит в том, что в большей части рынок находится в тени и с трудностями поддается подсчетам. Тем не менее, коммерческое образование постепенно «белеет». Все больше частных репетиторов и индивидуальных предпринимателей стараются поставить дело «на поток», организуя курсы по подготовке к ЕГЭ и ОГЭ (основной обязательный вид экзамена в 9 классе средней школы) в формате мини-групп и увеличить обороты своей деятельности. Успешные опыты копируются по франшизе. На отечественном рынке стал зарождаться особый вид франчайзинга в сфере дополнительного образования по подготовке к государственным экзаменам.

Открыв ООО, а чаще ИП, владельцы франшиз предлагают покупателю организовать курсы по подготовке к ЕГЭ и ОГЭ, используя технологии и методики правообладателя. Для старта предпринимателю не всегда требуется проходить тяжелую процедуру лицензирования – аттестат по окончанию обучения не выдаются, а преподаватели нанимаются по договору возмездного оказания услуг и имеют регистрацию в качестве индивидуальных предпринимателей в сфере дополнительного образования детей.

Готовые идеи для вашего бизнеса

Чем перспективно данное направление бизнеса? Во-первых, широким простором для развития. Потенциальные клиенты – это все выпускники 9 и 11 классов, которым так или иначе предстоит сдать экзамен. Это значит, что спрос на услуги есть в каждом городе и населенном пункте, независимо от количества населения. Во-вторых, это отсутствие прямых конкурентов. Соперничать предпринимателю придется с репетиторами, курсами подготовки к ЕГЭ при вузах и общеобразовательными школами, в которых преподаватели целенаправленно готовят своих учеников к госэкзаменам. Специализированных центров подготовки не так много. В сфере дополнительного образования гораздо большее распространение получили языковые школы и детские развивающие центры. В-третьих, бизнес имеет низкий порог для входа. Для открытия центра подготовки к госэкзаменам может хватить 300 тыс. рублей. В пользу открытия курсов говорит и такой фактор, как длительный процесс взаимодействия с клиентами, который может длиться от нескольких месяцев до 3 лет. Ученики, успешно сдавшие ОГЭ в 9 классе, могут вернуться для подготовке к ЕГЭ. Курсы обычно посещают мотивированные на успех школьники, которые желают успешно сдать экзамен и поступить в вуз, а значит риск пустой аудитории минимален, а стабильный доход гарантирован. Если преподавание ведется на высоком уровне, то хорошо работает сарафанное радио – в какой-то момент клиенты начинают приходить сами и их не приходится искать. Косвенно способствует росту популярности курсов и высокие требования вузов по вступительным баллам, а также усложнение заданий в самих экзаменах. Из ЕГЭ постепенно убирается тестовая часть заданий. Если раньше экзамен отчасти оценивал учеников «на везучесть» (правильный вариант ответа можно было угадать), то теперь участники должны руководствоваться лишь собственными знаниями и сами вписывать ответы. Наконец, бизнес в сфере образования не столь подвержен кризису и колебаниям курсов валют. Родители редко отказываются экономить на образовании детей, а успешное преодоление ЕГЭ и ОГЭ – это необходимость для получения дальнейшего образования и трудоустройства.

Сотрудничество по франшизе. Что входит в пакет

Сетевые проекты в области подготовки к госэкзаменам только начали развиваться, поэтому к выбору франшизы нужно подходить с большой осторожностью. Опыт франчайзинга у компаний еще не отработан, а значит, велик риск столкнуться с подводными камнями. Что дает франшиза? Ее покупателю, то есть франчайзи, не приходится думать над техническими аспектами организации бизнеса. Владелец франшизы предоставляет набор документов и консультаций, начиная с вопросов по регистрации компании. Основная составляющая франшиз учебных курсов – интеллектуальная. Наиболее раскрученные центры выделяют франчайзи персонального менеджера с опытом работы, который имеет представление обо всех аспектах бизнеса. В курс дела вводится сам управляющий, а также преподаватели. В очном или дистанционном режиме (обучающие видеокурсы, вебинары и т.д.) франчайзи получает знания по принципам работы учебного центра, технике общения с родителями учеников, материалы для взаимодействия с учениками, включая договора, а также анкеты и тесты, помогающие определить уровень знаний и распределить детей на мини-группы.

Владельцы франшиз подчеркивают, что самый больной вопрос для открытия центра – это подбор кадров. Франчайзеры могут предоставить материалы по подбору персонала, дать советы по проведению собеседования и обучить стандартам проведения уроков, однако никак не смогут помочь в случае нехватки профессионалов. Привязка к каждому конкретному преподавателю в этом бизнесе очень сильна, поэтому многое зависит от способности удержать сотрудника и предложить ему наилучшие условия сотрудничества. Обычно учителя требуются высшей категории и с солидным преподавательским стажем.

Вместе с франшизой новоиспеченный партнер получает и авторские методики обучения и подготовки к ЕГЭ. Как было сказано выше, компания может работать по образовательной лицензии или без нее, что облегчает расходную часть бюджета примерно на 200 тыс. рублей и избавляет от необходимости согласовывать учебные методики. Как правило, занятия происходят в формате мини-групп, что позволяет больше вовлекать каждого ученика в процесс обучения. Общение с преподавателем выстраивается в формате диалога, благодаря чему дистанция между учителем и учеником сокращается, а материал усваивается быстрее. Головные офисы обычно имеют направления подготовки по всем предметам ЕГЭ и ОГЭ, франчайзи же на первое время предлагается вести основные 3-4 предмета. В качестве проверки усвоенных знаний учебные центры иногда организуют дополнительные мероприятия, такие как олимпиады.

В отличие от частного репетиторства, специализированные центры профессионально занимаются привлечением клиентов. Для создания масштабных курсов необходимо, чтобы о нем знал весь город. Для этого владельцы франшиз уделяют огромное внимание продвижению в интернете. Наиболее эффективные способы – это контекстная реклама в «Яндекс.Директе» и Google AdWords по ключевым и около целевым запросам на тему «подготовка к ЕГЭ и ОГЭ». Франчайзи также вправе рассчитывать на сайт с высокой конверсией, который обычно разрабатывается на поддомене. Таргетированная реклама используется в социальных сетях, например в группах городов и пабликах, посвященных образованию. Франчайзи могут помочь развить собственные группы и аккаунты, а отдел продаж, если такой предусмотрен, обеспечить описанием телефонных переговоров. Для того чтобы контролировать клиентов, оплату, вести базу успеваемости, составлять расписание, обрабатывать заявки, подсчитывать личные показатели преподавателей по зарплатам и надбавкам, а также совершать прочие бизнес-процессы, франчайзи предоставляются специальные CRM-системы.

Из-за того, что на работу центра накладывает отпечаток сезонность, франчайзеры рекомендуют начинать работу с августа по ноябрь-декабрь. Открывшись в начале учебного года, можно рассчитывать на самую быструю окупаемость. Что касается лета, то здесь компании обещают помочь своими способами выживания. В летний период обычно организуются предэкзаминационные интенсивные курсы и летние курсы для тех учеников, которые не хотят упускать время для подготовки к экзаменам на следующий год.

Готовые идеи для вашего бизнеса

Во франчайзинговый пакет также включаются инструкции по подбору помещения, составление сметы на ремонт и дизайн-проект. Обычно для центра необходимо наличие двух комнат: учебного класса и комнаты для администрации. Особых требований по месту расположения нет. Желательно, если до центра будет легко добраться из любой точки города. Иногда из вариантов исключаются цокольные этажи: для обучения нужно хорошее естественное освещение. Общая площадь помещения может составлять от 30 до 120 кв. метров. В некоторых случаях партнерам предлагается не тратиться на ремонт и оформление помещений, а просто брать в аренду переговорные комнаты с почасовой оплатой.

Условия франшиз: финансовые показатели

Законодатель мод в развитии этого бизнеса – Москва и Санкт-Петербург. Именно мегаполисы демонстрируют наибольшие темпы открытия центров подготовки к экзаменам. Так в Москве количество компаний, предлагающих услуги по подготовке к ЕГЭ в 2014 году за год увеличилось в 2 раза. Однако лишь единицы компаний вышли на федеральный уровень и развивают бизнес в регионах с помощью франчайзинга.

Один из примеров федеральной сети учебных центров – компания «Годограф», имеющая 5 филиалов в столице и представленная еще в 12 крупных городах России. Компания ведет подготовку по основным и дополнительным учебным предметам, а также проводит дополнительные курсы по литературе (сочинения) и занятиям по русскому языку и математике для учеников 5-8 классов. Методическая программа курса подготовки имеет образовательную лицензию и составлена специалистами в своих предметах. Потенциальным франчайзи предоставляется несколько вариантов франшиз. Показатели будут зависеть от региона. Существуют пакеты для городов от 100 до 300 тыс. жителей, от 300 до 700 тыс. и от 700 тыс. населения. Отдельно оговариваются условия для партнеров из Москвы. По данным франчайзера, для окупаемости нужно лишь от 12 ученических мест, которые способны приносить доход от 40 тыс. рублей. В первый год работы, когда дело находится в процессе раскрутки, можно рассчитывать на прибыль от 60 до 120 тыс. рублей (речь идет о регионах).

Учебный центр по подготовке к ЕГЭ и ОГЭ предлагает открыть другая федеральная сеть «5 из 5», представленная в Москве, Московской области, Краснодаре, Воронеже, Обнинске, Туле, Севастополе, Новосибирске, Ижевске и Санкт-Петербурге. Также на рынке можно отыскать франшизы уступающих по масштабам сетей. Они имеют по несколько представительств либо развиваются в пределах одного региона или города. Среди них сети «Формула образования», представленная в Санкт-Петербурге, Рязани, Ульяновске, Братске и Уссурийске, «ЕГЭ-Студия» (Москва и Ижевск), «Омега» (Санкт-Петербург), «Хорошист» (Московская область) и т.д.

Условия франшиз центров по подготовке к ЕГЭ и ОГЭ*


В среднем, по данным франчайзеров, на открытие полноценного учебного центра понадобится около 1,2 млн. рублей. Здесь стоит принять во внимание желание компаний несколько приукрасить действительность (в сумму инвестиций иногда не включаются многие расходы, например аренда, паушальный взнос и т.д.), поэтому реальные вложения могут быть гораздо выше. Существенно сократить расходы предлагается с помощью отказа от постоянного помещения. К примеру, компания «ОМЕГА» имеет пакет франшизы для проведения занятий в съемных переговорных комнатах. Время запуска бизнеса при таком варианте с 1,5-2 месяцев сокращается до 2 недель. Также есть вариант, когда фирменный стиль и бренд покупателю перенимать не нужно. Плата вносится лишь за информационные услуги, то есть за инструкции по открытию собственного учебного центра и рекомендации по продвижению.

Стоимость франшиз на полноформатные центры варьируется от 150 до 650 тыс. рублей. Как и роялти, эта величина в основном зависит от размера города франчайзи (наибольшие расценки – для городов-миллионников) и от содержимого пакета франшизы. Чтобы облегчить финансовую нагрузку на партнеров, роялти обычно взимается с 3 месяца после подписания договора. Ежемесячные платежи могут устанавливаться в виде фиксированной суммы или процента от оборота. По расчетам франчайзеров, при удачном времени открытия на окупаемость учебному центру вполне по силам выйти уже в первые полгода работы.

22 человек изучает этот бизнес сегодня.

За 30 дней этим бизнесом интересовались 9597 раз.

Уникальная модель бизнеса, Уникальное оборудование, Уникальный продукт! Окупаемость - 6-12 месяцев.

Школа Квентин - это федеральный центр подготовки к ЕГЭ и ОГЭ, взявший свое начало в 2012 году в г. Казань. За 4 года работы Квентин обучил и выпустил более 3000 выпускников, каждый из которых успешно сдал ЕГЭ, а средний балл по предметам составил 78,6. На сегодняшний день Школа Квентин представлена и успешно работает в 20 городах Российской Федерации.

Уникальные преимущества школы "Квентин".

1.Преподаватели. В Квентине занятия проводятся в мини-группах по 6-8 человек. Преподавателями являются действующие студенты/аспиранты ведущих ВУЗов города, которые в свое время сдали ЕГЭ на максимально высокие баллы, либо являлись победителями Всероссийских олимпиад. Именно эти люди являются самыми компетентными в своей области. Из-за небольшой разности в возрасте (2-5 лет) им удается максимально эффективно проводить занятия. Комфортная атмосфера на занятиях, возможность задавать абсолютно любые вопросы, объяснение простым и понятным языком. 2. Авторские методики. Методики ОТ и ДО разработаны нашими лучшими преподавателями совместно с экспертами ЕГЭ. Это дает гарантию и уверенность в правильном выборе родителю, который отдает к нам ребенка. 3. Пробные ЕГЭ. Каждые 2 месяца для учеников Квентина преподаватели проводят бесплатные пробные экзамены, что позволяет мониторить успеваемость, динамику подготовки и пробелы в знаниях. 4. Собственное мобильное приложение и мониторинг успеваемости. Наше приложение «ЕГЭ Математика» стало самым популярным в 2016 году в разделе «Образование» - оно облегчает и упрощает процесс подготовки к экзаменам. Для учеников Квентин оно полностью бесплатно. Каждый месяц родителям детей отправляются СМС уведомления об успеваемости ребенка - какие у него проблемы, на что обратить внимание и т.д. Это позволяет родителю быть в курсе успехов или неудач его ребенка. И самое главное - результат ЕГЭ не станет сюрпризом как для ученика, так и для родителя.

Проверенная стратегия развития по франшизе "Квентин".

Каждый день мы стараемся делать революцию в сфере образования. Рынок подготовки к Единым Государственным экзаменам в России огромен - только ЕГЭ ежегодно сдают около 700.000 выпускников, каждый из которых сдает 3 предмета в среднем. В 11 классе перед выпускником стоит задача - выбрать способ подготовки к экзаменам.74,6% прибегают к платной помощи при подготовки к экзаменам. Чаще всего - это частные репетиторы или курсы подготовки при ВУЗах. Репетитор - самый дорогой вариант, ведь только по 1 предмету на него тратят минимум 23.000 рублей в год. Курсы при ВУЗах - малоэффективны, так как подготовка ведется в больших группах по 20 человек. Квентин вобрал в себя только самое лучшее - подготовку к ЕГЭ в мини-группах по 6-8 человек, что позволяет сохранить максимальную эффективность и, самое главное, подготовка в Квентине в 2,5 раза дешевле.

24.05.18 17 332 4

Бизнес: курсы подготовки к ЕГЭ

Как учить детей, чтобы зарабатывать

Раньше дополнительно занимались только двоечники, потому что не справлялись со школьной программой. Потом ввели ЕГЭ , и теперь занимаются все.

ЕГЭ - это экзамены, по результатам которых ученики выпускаются из школ и поступают в вузы. Их проводят централизованно по всей стране, задания придумывают в специальных секретных лабораториях в Москве и держат в тайне до самого старта экзамена.

Школе важно, чтобы ЕГЭ сдали все - и шустрые, и отстающие. Поэтому школе обычно хватает, когда дети сдают на тройки. Но если вы метите в хороший вуз, вам нужен высокий балл, и к нему школа обычно не готовит. Разрыв между школой и высокими баллами для вузов закрывает новая прослойка в российском образовании - репетиторы и центры подготовки.

Я встретилась с Максимом, основателем одного из центров подготовки школьников к ЕГЭ . Он рассказал, что начать было легко: сразу нашлось помещение, с учениками тоже проблем не было. Только потом Максим увидел, что это не такие уж и легкие деньги. В общем, вот вся подноготная.


Идея бизнеса

Максим закончил МГУ и, как многие выпускники, стал заниматься репетиторством. Учеников искал через школьные олимпиады: заранее договаривался со школами, приходил с готовой программой и проводил соревнования для старших классов. Среди учеников всегда находились те, кому нужна помощь с подготовкой к экзаменам. Все деньги за уроки Максим забирал себе, а докупать для занятий приходилось по-минимуму: бумагу, ручки и картридж в принтер для печати. Всё как в нашей статье про бизнес и самозанятость.

Дело шло по накатанной: учеников достаточно, доходы регулярные, а расходов почти не было. Можно всю жизнь быть самозанятым и получать нормальные деньги. Но в сутках 24 часа - одной парой рук много не заработаешь. Через несколько лет репетиторства Максим захотел развиваться и задумался, как зарабатывать больше.



Когда погружаешься в какое-то занятие, понимаешь как оно устроено. Не обязательно иметь управленческое образование и предпринимательскую жилку, чтобы открыть бизнес. Пока Максим работал на себя, он разобрался в тонкостях обучения и увидел хороший спрос. Появилась идея организовать работу без своего участия и увеличить оборот.

В 2015 году Максим оформил ИП . Форма налогообложения - патентная. Такая система подходит бизнесу, который оказывает образовательные услуги: если купить патент на год, не нужно регулярно отчитываться перед ФНС . Для Максима такой патент стоит 20 000 Р .

Еще все ИП платят обязательные взносы. С учетом взносов Максим отдает государству около 50 тысяч в год.

Максим был уверен, что если центр не выдает дипломы, образовательная лицензия ему не нужна. Но недавние решения Верховного суда показывают, что лицензию все-таки нужно получать, и сейчас Максим консультируется с юристами, чтобы взвесить все риски.

Как работать с клиентами

В бизнесе бывает просто: клиент тот, кто платит. Для образовательного центра всё иначе.

На курсы подготовки идут школьники 9-11 классов, но на занятия их записывают родители, они же платят за обучение. Поэтому целевые аудитории две: дети и их родители.

Сначала надо убедить родителей в хорошем качестве обучения. Чтобы им было проще принять решение, их с ребенком приглашают на бесплатное пробное занятие. На занятии можно вживую оценить работу учителя и обстановку.

Дальше занятия проходят без участия родителей, и им сложнее контролировать процесс. Но родители остаются в курсе: им на почту регулярно приходят результаты работ ребенка. Подробности можно обсудить с учителем по телефону, почте, смс или в мессенджере. Такую прозрачность центр изобрел, чтобы оправдать доверие.

Одно дело - привлечь ученика, и совсем другое - чтобы он не ушел после первого месяца занятий. Заинтересовать пробуют совместным досугом: ходят с детьми на экскурсии и проводят тематические вечера. Сейчас «отток» - 15% школьников, это все еще много, но раньше было хуже.

Особенности: сезонность, текучка

Бизнес очень сезонный, причины две: каникулы и текучка. Причем и то и другое проявляется одновременно, поэтому финансово бизнес постоянно шатает.

Летом у школьников каникулы, заниматься никто не будет, в итоге выручки нет. Преподаватели, администраторы и все остальные будут сидеть без работы, если их чем-то не занять. При этом зарплаты нужно платить.

В то же время август - самая горячая пора для набора новых групп. К этому моменту большая часть учеников уже сдали экзамены и ушли навсегда, никакими посиделками и экскурсиями их не вернешь. Чтобы набрать группы на новый учебный год, надо потратиться на привлечение. Времени найти учеников мало: с августа по октябрь и чуть-чуть в январе - это месяцы, когда родители записывают детей на подготовку. Не успел зацепить своих клиентов в этот период - всё, денег в этом году не будет.

В итоге у бизнеса нет стабильной прибыли, она привязана к сезонам. Август - самый затратный месяц, и он же - самый безденежный. Убыток из-за вложений в маркетинг доходит до 500 000 Р . Зато в марте и апреле доход почти 2,2 млн рублей, но это не повод радоваться - надо готовиться к межсезонью.

Результаты работы оценивают за год: прибыль считают за 9 месяцев учебного года, расходы - за 12 месяцев. Чтобы весь год не приходилось работать вслепую, все расходы стали привязывать к доходам от одного ученика, то есть считать юнит-экономику.

Прибыль с ученика 2956 рублей

2956 Р

Доход от ученика

6800 Р

Зарплата учителей

–1904 Р

–875 Р

–685 Р

Зарплата методистов

–250 Р

Зарплата администраторов

–100 Р

–20 Р

–10 Р

Сотрудники

Больше всего тратят на зарплаты учителям - 40% от выручки. Учителей оформляют на полный оклад или полставки.

В начале учителей находили среди знакомых. Когда учеников стало больше, подключили сайты для поиска сотрудников и объявления в соцсетях. В приоритетном порядке набирают выпускников МГУ : они создают хорошую репутацию центру.

40%

от выручки идут на зарплату преподавателям


Чтобы контролировать работу учителей, в центре есть два методиста. Они должны находить и тренировать новых преподавателей: рассказывать про работу с детьми, учить проводить занятия и составлять программу. Дальше учителя сами готовят уроки, исходя из уровня подготовки группы. План урока придумывают заранее, теорию и задачи берут из интернета или пишут самостоятельно.

Чем больше учеников, тем сложнее справляться с организацией: формировать группы, составлять расписание, прикреплять учителей. Для порядка в делах взяли двух удаленных администраторов.

Сезонность бизнеса касается и учителей тоже. Зимой в отпуск их не отпустишь: учебный год, занятия по графику. Приходится отправлять учителей в отпуск летом, пока нет занятий. Но свободного времени все равно остается много. Тогда преподавателям дают решать оргвопросы: они ищут новые аудитории, готовят будущие программы занятий, придумывают задачи и помогают с рекламой центра.


Помещение

Расходы на аренду вторые по величине - 13% от выручки.

Часть занятий проходит в институте. Вечером аудитории пустуют, а для школьников это как раз время, когда можно позаниматься. Сначала знакомый институт пустил к себе бесплатно. Через пару месяцев сняли еще три аудитории и стали платить 25 000 Р в месяц за аренду. В аудиториях всё есть: столы, стулья, доски, маркеры и мел.

13%

от выручки Максим тратит на аренду помещений

Сейчас у Максима открыто 5 центров: три в институтах, один в бизнес-центре и еще один в торговом центре. Теперь на аренду уходит 280 000 Р в месяц. Для институтов по-прежнему не нужно ничего докупать. Для других помещений расходы на покупку мебели Максим не считает: столы и стулья прослужат лет 10, а стоят они дешево.

В межсезонье, пока нет работы, штатные учителя мониторят дешевые предложения помещений и выезжают на место, чтобы оценить расположение и внешний вид. Так к прошлому учебному году нашли еще три точки.



Сколько стоило расширение бизнеса

Год назад Максим оформил кредит на развитие своего центра: больше привлекать финансирование было негде. Банк выдал 800 000 Р под 17% годовых. Максим признается, что в тот момент не считал, понадобятся ли ему все эти деньги, просто взял всё, что давали.

На старте Максим советует кредитов не брать. Сам пошел в банк только потому, что центр два года подряд приносил прибыль и Максим был уверен в будущей выручке.

На что потратили 800 тысяч рублей:

  • 65 000 Р - первая версия сайта,
  • 91 000 Р - доработка и продвижение сайта,
  • 150 000 Р - контекстная реклама,
  • 150 000 Р - аренда трех новых помещений,
  • 138 000 Р - зарплата новым учителям.

Оставшиеся 206 тысяч пошли на мелкие расходы: покупку мебели, расчеты с обслуживающим банком, оплату патента и взносов.

Максим решил потратиться на продвижение сайта, чтобы расширить канал привлечения. Эффективность затеи еще не анализировали. Отталкивались от того, что в бизнесе надолго, поэтому сайт окупится.


В пяти пунктах

  1. Россия и Минобр сами создали бешеный спрос на услуги подготовки к ЕГЭ . Ниша готовая, мощная и естественная.
  2. Подготовка к ЕГЭ - предельно сезонный бизнес. В августе тяжелее всего.
  3. Когда поток денег нестабильный, легко попасть в кассовый разрыв. Лучше следить за цифрами.
  4. Конкуренция высокая. Чтобы ее выдерживать, продумайте стратегию работы не только с детьми, но и с их родителями.
  5. Для оценки бизнеса важно считать экономику одного ученика и деньги в целом по компании.

О текущем состоянии рынка онлайн-обучения, конкурентных преимуществах и отличиях региональных клиентов Арсений Филин, основатель проекта GrandExam , рассказал в интервью Контур.Журналу.

Возникновение идеи

Первоначально возникла банальная идея — открыть обычный центр обучения с групповыми занятиями и по мере развития постепенно расширять его. Фактор с расширением был решающим, поскольку с обычными репетиторскими занятиями такой возможности нет. Чтобы реализовать эту идею, нужно было найти помещение и привлечь единомышленников, что оказалось несложно, так как в среде студентов сейчас каждый второй работает репетитором. Останавливало лишь то, что сама идея казалась скучной — сейчас центры обучения встречаются сплошь и рядом, на каждом шагу. К тому же сразу стали возникать вопросы с поиском подходящего помещения, получением разных документов. Так появилась интересная мысль попробовать организовать школу в онлайн-формате.

Свою первую трансляцию мы провели два года назад. На тот момент на рынке онлайн-подготовки к ЕГЭ уже основательно обосновался такой крупный игрок, как «Фоксфорд». Это серьезный конкурент — он работает на базе Московского физико-технического института, следовательно, у него изначально была солидная образовательная база, опытные преподаватели и авторитет.

Помимо «Фоксфорда», некоторые центры обучения открывали онлайн-направления, также стали появляться стартапы. В целом ситуация с конкурентами складывалась следующим образом: с одной стороны, были преподаватели, которые собирали группы, с другой — крупные игроки. Кроме того, те онлайн-курсы, которые существовали, либо имели проблемы с качеством услуг и сервиса, либо выставляли высокую стоимость, которая для жителей регионов была просто неподъемной. Вполне возможно, что игроки с высоким ценником изначально ориентировались в первую очередь на Москву и Петербург, для которых эта цена более адекватна. Мы же исходили из того, что в какой-нибудь сибирской деревне, где нет хороших репетиторов, живет школьник, мечтающий поступить в хороший вуз в областном центре, и мы можем помочь ему в этом. Так, оценив ситуацию и пообщавшись с потенциальными клиентами, мы поставили для себя вполне конкретную задачу: обеспечить достойное качество услуг, занять свободную на тот момент ценовую нишу и ориентироваться на регионы.

Онлайн vs офлайн

Сейчас появляется все больше интернет-проектов, в частности, Яндекс недавно объявил о запуске курсов по подготовке к ЕГЭ. Конкуренция заметно растет, хотя онлайн-формат по-прежнему не так хорошо развит, как обычные курсы. Чем это объясняется? Не буду лукавить: если заниматься индивидуально с хорошим репетитором очно, результат будет лучше. Это я как репетитор говорю. Но я бы поспорил на тему того, что эффективнее — очные курсы в группах по десять человек или онлайн-обучение. Дети, занимаясь в обычных группах, часто стесняются задавать вопросы, потому что боятся выглядеть глупо перед своими сверстниками. Присутствуя в онлайне под ником, они раскрепощаются и активнее включаются в обсуждения.

В то же время до сих пор существует страх, что в онлайне что-то будет не так по сравнению с традиционными уроками. И он возникает не на пустом месте. Мы каждый год подводим итоги и что-то совершенствуем. Например, два года назад уроки выглядели так: преподаватель писал что-то на графическом планшете, ученики на экране все это видели, но сам преподаватель не показывал свое лицо. С такого формата начинали практически все школы. Было ощущение, что контакта между зрителем и преподавателем нет, было меньше вопросов от ребят. Поэтому важно подобрать правильный формат, найти нужную технологию. От этого многое зависит. Сейчас перед учениками стоит живой учитель, он пишет на доске маркером, как в обычном классе, и стало намного лучше.

Для того, чтобы привлечь ребят и показать им, что онлайн-формат тоже может быть эффективным, появилась идея создать бесплатный образовательный блок. Мы реализовали эту идею в виде открытого YouTube-канала: ребята смотрят бесплатные онлайн-уроки, а потом уже принимают решения, продолжать ли заниматься платно. Такие онлайн-уроки мы сделали по всем предметам, которые у нас были в этом году. Снимали их по сценарию, с большого количества дублей, ответственно подходили к монтажу, и в целом эта инициатива себя оправдала: источником большинства заявок и переходов на нашу страницу оказался именно YouTube-канал. На мой взгляд, такой подход должен привлекать наибольшее количество ребят, так как создает ощущение открытости — ребенок видит, кто и что ему будет рассказывать.

Система подготовки

Мы решили предлагать полугодовые курсы, на которые набирали ребят еще в феврале. Это позволило нам снизить некоторые риски, в том числе повлияло на количество записавшихся на курсы ребят, потому что с репетиторами обычно определяются в сентябре или в конце августа. Поэтому курсы не были заполнены полностью, а наши ожидания были на большее количество учеников. В итоге на каждый курс мы набрали небольшие группы по десять человек.

В этом году мы разделили курсы на два формата — онлайн-лекции и лекции с автономным доступом. Идея оформилась еще осенью. К онлайн-лекциям ребята подключаются по расписанию, на них они активно общаются — могут задать вопрос в чате или озвучить его голосом. Что касается автономного доступа, то этот формат предполагает обучение по видеозаписи в удобное для ученика время. Сторонников именно второго формата оказалось достаточно много, тем более что в этом случае просмотр лекций возможен за меньшую стоимость. Конечно, качество обучения немного падает, но, с другой стороны, материальная составляющая сыграла свою роль — за счет нее количество учеников заметно прибавилось. Такой формат с видеозаписями мы придумали сами.

Эксперименты с форматами и временными периодами необходимы для того, чтобы понять, что действительно работает. Все необходимо отрабатывать. Тем более что в этом году мы открывали курс по русскому языку с новым преподавателем.

Когда ребята подписываются и выбирают формат, их сразу предупреждают, что очное обучение предполагает домашнее задание, которое будет проверять преподаватель. ЕГЭ, как известно, делится на две части: тестовая часть, которую можно проверять компьютером, она и на экзамене так проверяется, и часть с развернутым ответом, когда надо либо задачу решить, либо сочинение написать. Если ребята обучаются у нас очно, они эти задания делают, и мы видим, какой у них прогресс.

Задание с развернутым ответом мы проверяем по тем же критериям, что и на реальном экзамене. Например, в математике весь курс посвящен усложненной части. Мы анонсировали курс для «профильных» ребят, которые тренируют часть с развернутым ответом. В процессе проверки видно, насколько человек усвоил или не усвоил материал. Ученику приходит результат, что он на такой-то бал написал задание, и на следующем занятии после обучения мы разбираем все непонятные моменты. Возможен и другой вариант: ученик пишет в течение недели преподавателю, и он разбирается с ними письменно в чате. Также два раза в год мы проводим пробный ЕГЭ.

В следующем году мы обязательно откроем курс по обществознание, потому что на этот предмет есть запрос. Если будут возможности, то, скорее всего, попробуем по максимуму открыть курсов. Просто нужно ответственно к этому подойти — в первую очередь найти преподавателей, которые будут эти курсы вести. Мы берем студентов. Во-первых, нам самим комфортнее работать с ребятами нашего возраста, чем с репетиторами за 30-40 лет, во-вторых, им же самим проще общаться с учениками из-за не слишком большой разницы в возрасте.

Плюсы и минусы ЕГЭ

Типы заданий, которые появляются на ЕГЭ, как правило, известны. В какой-то степени это напоминает вузовский экзамен, когда человек должен отвечать по билетам, но эти билеты ему раздают заранее, и его задача — просто выучить. В этом, в общем-то, суть ЕГЭ.

Что мне самому нравится в этом экзамене, так это четкость. Есть кодификатор, своего рода перечень формул и знаний, которые будущий абитуриент должен знать. Какая задача под каким номером по какой теме и уровень сложности этих задач просматриваются в пробниках или книжках по подготовке.

Но есть в системе ЕГЭ, конечно, и свои проблемы. В прошлом году мы готовили ребят и заметили, что результат оказался несколько ниже того, что они демонстрировали на пробных экзаменах. Оказалось, что в 2016 году это была глобальная проблема, потому что организаторы ЕГЭ по математике решили внезапно поставить вместо каких-то стандартных заданий, которые ребята уже до уровня автоматизма научились решать, более сложные. Тем не менее в целом такая система гораздо более предсказуема по заданиям. К тому же она не предполагает никаких дополнительных вопросов. По-моему, все абсолютно прозрачно и, если человек хочет сдать на 100 баллов, то он без проблем сдаст, главное — то, насколько интенсивно он готовится. И, разумеется, это гораздо проще, чем, например, идеально сдать вступительные экзамены в вуз, как это было раньше.

У ЕГЭ есть некоторая специфика: человек должен отучиться в школе, где ему объяснят материал, потом из этого материала он уже должен какие-то фрагменты тренировать, а какие-то может благополучно забыть до университета, потому что их просто не спросят. В связи с этим для успешной сдачи ЕГЭ надо либо в школе организовывать специальные дополнительные занятия, где люди будут подтягивать знания по тестам, либо ориентироваться на дополнительные занятия.

До того, как я начал заниматься онлайн-школой, я работал репетитором, и у меня не было возможности сравнить уровень подготовки детей в регионах и в столице. Сейчас я могу сделать вывод, что уровень в регионах местами чуть ниже. Но что касается вопроса мотивации ребят из некрупных городов, то она в разы выше, чем в столице. Ребята из регионов хватаются за каждую возможность как-то поднять свой уровень, серьезно относятся к процессу подготовки. На наших курсах в этом году много ребят училось из Воронежа, в итоге они все дружно поступили в МГТУ им. Баумана.

Сложности

Глобальной сложностью в первый год запуска проекта было привлечение ребят. Их нужно было найти. Мы тогда еще не вели наш блог на YouTube, поэтому уговорить ребят прийти к нам было намного сложнее. Эта сложность, на самом деле, до сих пор остается, и мы надеемся в следующем году ее преодолеть при помощи более интенсивного развития нашей бесплатной системы.

Технические сложности тоже возникали. Например, в прошлом году мы арендовали сторонний сервер, устанавливали на него наше программное обеспечение. Это что-то вроде Skype, только заточенная под обучение система. Она нас подводила время от времени, были технические сбои в процессе занятий, но мы к этому спокойно относились, так как понимали, что пока тренируемся и прощупываем все возможности. В этом году мы организовали трансляцию на собственном сервере и тем самым избавились от большинства проблем, связанных со временными сбоями.

Были, конечно, сложности с тем, где найти помещение для съемок. Это был серьезный вопрос, потому что мы изначально отталкивались от очень маленького бюджета, и помещение нам было нужно очень маленькое, чтобы только поставить там камеру и повесить доску. В этом году эту проблему удалось решить.

Какой-то суммы, которую мы вложили в проект, сразу не было. Мы вкладывали средства постепенно, по мере развития. В целом нам потребовалось несколько сотен тысяч рублей. В этом году мы окупили нашу систему, но говорить о том, что мы получили какую-то прибыль сверх этого, пока что рано.



Понравилась статья? Поделитесь ей