Контакты

Арка самая известная в мире. Самые древние арки. Межзвездный корабль – проект Дедал

Несмотря на то, что триумфальные арки строились в разное время и в разных частях света, традиция возводить арку в честь знаменательного события или исторического лица появилась именно в Древнем Риме. На территориях, бывших некогда под управлением этой мощной державы, располагается большинство архитектурных памятников данной формы. Вот десятка самых известных и величественных арок мира.

Ворота Индии — Мумбай, Индия

Триумфальную арку «Ворота Индии» начали строить на набережной самого населенного города в 1911 году (в то время он именовался Бомбеем). Лишь в 1931 году арка, посвященная памяти погибших индийских солдат, была открыта. Ее создатель, известный британский архитектор Эдвин Лаченс, украсил арку в мусульманском стиле индийскими орнаментами. В 1948 году британские войска покинули страну, проходя через «Ворота Индии» в последний раз.

Триумфальная арка Каракаллы — Джемила, Алжир

Каракалла был римским императором, сыном Септимия Севера и Юлии Домны. В период его правления город Джемила, находящийся ныне на территории Алжира, переживал период расцвета, здесь в 216 г. н.э. в честь императора была возведена монументальная арка. В 1839 году герцог Орлеанский приказал демонтировать арку и приготовить её к отправке в Париж, однако его планам не дано было осуществиться. Через 3 года герцог умер, а в 1922 году арку реконструировали.

Триумфальная арка Патусай — Вьентьян, Лаос

Арка в Лаосе чем-то напоминает триумфальную арку, установленную в Париже, однако она богато украшена традиционными лаосскими орнаментами и скульптурами. Её возвели как памятник солдатам, погибшим в сражениях за независимость страны от Франции. Слово «патусай» можно перевести с санскрита как «ворота победы». Воздвигли эти ворота в период с 1957 по 1968 года. Памятник имеет 5 башен, символизирующих 5 священных заповедей буддизма.

Триумфальная арка Септимия Севера — Лептис-Магна, Ливия

Римский император Луций Септимий Север родился на территории современной Ливии и правил с 193 года до самой смерти в 211 году. Точная дата постройки триумфальной арки неизвестна, но вполне вероятно, что ее возведение началось сразу после того, как Септимий Север стал императором. Центральную сцену на арке занимает изображение рукопожатия императора со своими сыновьями Каракаллой и Гетой, где Каракалла выглядит как высокий юноша, что дает основание предполагать о завершении строительства арки к началу 200-х годов.

Триумфальная арка Тита — Рим, Италия

Арка Тита на главной улице Рима «Via Sacra» была построена в 82 году н.э. в период правления императора Домициана. Ее появление должно было увековечить победу только что умершего Тита в «Иудейской войне», развернувшейся в Иерусалиме. Арку украшает знаменитый барельеф, изображающий шествие с захваченными в Иерусалиме трофеями. Именно этот монумент послужил основным образцом для создателей триумфальных арок в 16-м веке, в том числе и знаменитой Триумфальной арки в Париже.

Триумфальная арка в Тимгаде — Тимгад, Алжир

Город Тимгад вырос из военной колонии, основанной при римском императоре Траяне для сдерживания нападений со стороны берберов. До наших дней сохранились некоторые античные постройки, и в их числе 12 метровая трехпролетная триумфальная арка, которую частично восстановили в 1900 году, используя песчаник, из которого она построена. Арка украшена колоннами из белого известняка и цветного мрамора.

Арка Адриана — Джераш, Иордания

Римский император всего несколько месяцев прожил в Джераше, одном из важнейших городов Аравии. Именно этот визит было решено увековечить аркой, которая одновременно стала не только памятником, но и главными воротами города на юге. Арку установили примерно в 500 метрах от города, планируя, что в будущем он будет разрастаться именно в этом направлении. Однако этого не произошло. В наши дни арка является входом в музей.

Триумфальная арка Константина — Рим, Италия

Расположенная в непосредственной близости от Колизея в Риме, арка Константина была возведена в 315 году н.э. в честь победы императора Константина I над императором Максенцием в битве у Мильвийского моста в 312 году. Эта битва положила начало христианизации Европы и превращению христианства в официальную религию. По преданию, Константину было видение, в котором Бог обещал победу, и армия императора перед боем рисовала на щитах кресты, веря в божье заступничество. Несмотря на это, на арке нет каких-либо явных символов христианства. Арку украшают барельефы, позаимствованные у других монументов.

Италия - одна из наиболее удивительных стран Европы, она хранит в себе огромное количество шедевров мировой культуры, страна наполнена музеями, выставками, театрами, архитектурными ансамблями и многими другими достопримечательностями, интересными для туристов, посетивших эту страну.

Милан - главный город северной Италии, объединивший в себе многие архитектурные стили - так называемая, ломбардская романтика, ренессанс, классицизм. Этот город покорил своей красотой многих известных людей, одним из этих Великих стал Наполеон Бонапарт, император Франции и великий полководец. О благосклонности императора свидетельствуют архитектурные ансамбли, к которым приложил руку сам Наполеон. Из этого списка выделяется, так называемая, Королевская вилла, на которой Наполеон, жил вместе со своей Жозефиной и, задуманная императором, Арка Мира, известная еще как Ворота Семпионе. Арка расположена в центре площади Семпионе в Милане, находящейся недалеко от Парка Семпионе.

Арка Мира в Милане была задумана Наполеоном и должна была символизировать очередной триумф Императора, который стал президентом Итальянской республики в январе 1802, а в период с 1805 по 1814 королем Италии. Автором проекта создания Арки Мира был известный итальянский архитектор Луиджи Каньола. В проект были внесены все пожелания Бонапарта, постройка Арки Мира началась в 1807 году. Постройка временно прекращалась после падения Королевства Италия и изгнания из страны Наполеона, в тот момент сооружение было выполнено на две трети, на ней уже были установлены несколько статуй выполненных скульптором Луиджи Акуисти.

Решение о продолжении постройки Арки Мира в Милане было принято лишь в 1826 году. Строительство длилось до 1838 году. К сожалению, Луиджи Каньола не дожил до момента открытия своего творения. Умер архитектор в 1833 году. На смену ему пришли Франческо Лондонио и Франческо Певерелли. Монумент был построен из кревольского мрамора, его ширина составила 24 метра, а высота - 25.

Арка расположена недалеко от великолепного Дворца Сфорца, эта территория заполнена огромным количеством ресторанов, кафе, кофеен и магазинов.

Арка Мира располагается в респектабельном и тихом районе Милана - Семпионе, известном своими прекрасными парками. Здесь особенно комфортно будет путешественникам, уставшим от суеты большого города. Свои двери перед гостями радушно открывают множество гостиниц, среди которых особенно выделяются Town House 12 и ADI Hotel Poliziano Fiera.

Триумфальная арка

Триумфальная арка монумент в центре Парижа, возведенный во славу военных побед Наполеона. Является самой известной в мире триумфальной аркой. Расположена арка на площади Шарля де Голля, в самом начале Елисейских полей.

Указ о постройке Триумфальной арки был издан Наполеоном I в 1806 году, в честь победы в сражении под Аустерлицем. Изначально планировалось построить арку на улице Сен-Антуан, но место было неудачным, в случае возведения там памятника движение было бы затруднено, потому проект перенесли в начало елисейских полей, на холм Шайо. Многие этого не знают, но Триумфальная арка, о которой сейчас идет речь, не единственная в Париже. Еще одна была построена в период с 1802 по 1808 год на площади Каррузель, а третью возвели уже в наше время в квартале Дефанс.

Сложно поверить, но всего 200 лет назад площадь Шарля де Голля находилась за чертой города, да и площадью она не была. Тогда это была застава Звезды, которая затем стала площадью Звезды, а имя в честь Шарля де Голля получила лишь в 1969 году. Все три арки, включая современную, располагаются на так называемом Триумфальном пути, который прямой дорогой соединяет Лувр и Версаль.

Наполеон не дожил до конца строительства, которое длилось 30 лет. Первым, кто торжественно проехал под Триумфальной аркой стала Мария-Луиза. Это был 1810 год, строительство тогда было только в самом начале, потому для торжественного въезда императрицы во дворец были быстро возведены леса, повторяющие очертания арки, и их затянули тканью. Официальное открытие арки состоялось 29 июля 1836 года, во время правления Луи-Филиппа.

Арка часто использовалась для торжественных военных и траурных процессий. В 1840 году, когда под давлением бонапартистов прах Наполеона был перевезен в Париж, траурная процессия торжественно прошла под сводами арки. Позже подобной чести удостаивались очень немногие, но в честь траура по Виктору Гюго Триумфальная арка была сутки затянута темной тканью.

Триумфальная арка в Париже самая большая в мире. Ее размеры 50 метров высота, 45 метров ширина и 30 метров высота сводов арки. На стенах выбиты имена 558 генералов, а так же названия 128 победных сражений французской армии. Так же, Триумфальная арка украшена 10-ю барельефами, самый известный из которых - Марсельеза. Вокруг площади Звезды располагается 100 бетонных тумб в честь 100 дневного правления Наполеона. В 1921 году под своды арки был перенесен прах неизвестного солдата времен Первой мировой, а через два года был зажжен вечный огонь и с того времени арка стала началом всех военных парадов. Внутри Триумфальной арки расположен музей, а под крышей находится смотровая площадка, откуда открывается прекрасный вид на исторический центр Парижа.

Десять красивейших арок мира

Есть что-то в арочной форме, что радует глаз - неважно, природное это творение или рукотворное. Издание Toronto Sun приводит список десяти лучших арок мира.

1. Тонкая арка. В этом национальном парке более двух тысяч природных арок, но именно Тонкая захватывает воображение больше всего. Когда на нее попадают солнечные лучи, арка из песчаника становится ярко-оранжевой.

2. Арка в Сент-Луисе, также известная как Врата на Запад была создана знаменитым архитектором Ээро Саариненом. Именно он победил в конкурсе на монумент, лучше всего отражающий исследовательский дух страны. Теперь эта арка стала главным символом города.

3. Арка в Рино неоднократно видоизменялась с времен своего появления в 1920-х годах, но по-прежнему остается узнаваемой. Ее украшает знаменитый слоган Рино, самый большой городок мира.

4. Мост Кинтай существовал в том или ином виде с 1600-х годов, а свою нынешнюю форму он приобрел в середине 20-го века. Считается, что этот мост прекрасен в любое время года, но лучше всего им любоваться в период цветения вишни.

5. Вероятно, самый большой ресторан Макдоналдс. Споры о том, действительно ли именно это заведение знаменитой сети является крупнейшим, продолжаются. Однако туристам советуют не пропустить две огромные арки, из которых складывается знакомый во всем мире символ М.

6. Мост Нью-Ривер Гордж некогда считался крупнейшим арочным мостом в мире. Он до сих пор потрясает воображение, поскольку находится в очень живописном природном окружении.

7. Триумфальная арка - это один из самых известных символов французской столицы, созданный по приказу Наполеона в 1806 году. Ни один визит в город не обходится без посещения знаменитой арки.

8. Природная арка появилась еще в далекие времена палеолита. Когда-то это был вход в пещеру, но в результате эрозии осталась только живописная арка.

9. Los Arcos del 3er Milenio - это гигантские желтые арки, которые просто невозможно не заметить.

10. Старый мост простоял 400 лет и был разрушен во время югославского конфликта в 1990-х годах. В настоящее время он полностью восстановлен, в том числе арка, которая делает этот мост столь примечательным для туристов.

Арка на Кутузовском проспекте в Москве

Арка, которая сейчас стоит в Москве на Кутузовском проспекте, изначально была деревянной и стояла с 1814-го года у Тверской Заставы. Её возвели в честь победы России над Наполеоном. Вскоре недолговечная постройка стала каменной, приобретя свой окончательный вид к 1829-му году.

В 1936-ом году эту красивейшую триумфальную арку демонтировали, и она почти тридцать лет находилась в одном из филиалов музея Щусева. Только в 1966-ом начали новое возведение, но уже на другом месте - на Кутузовском проспекте.

Арка-радуга в городе Сент-Луис

Округлая арка в Сент-Луисе - это большие ворота из нержавеющей стали. Выполняют исклю-чительно символическую роль, подчеркивая значение города во времена завоевания Запада. «Арку мечты», «Ворота на Запад», как ее называют, сконструировал американский архитектор Эро Сааринен, чей проект был лучшим в конкурсе. Арка-радуга - часть Национального мемориала Томаса Джефферсона.

Источники: otvet.mail.ru, www.turizm.ru, euroupe-turizm.ru, atlasmap.ru, www.uznayvse.ru, www.vse-strani-mira.ru

О.Т.О. Степени посвящения

Континент Му - прародина человечества

Скафандр для прыжков из космоса

Межзвездный корабль – проект Дедал

Филадельфийский эксперимент

Башня Теслы – 70 лет спустя

Спустя семь десятилетий после смерти гениального физика Николы Теслы его мечта – проект беспроводной передачи энергии снова оказался в центре...

Рукописи Леонардо да Винчи

Любовь к моделированию приводила Леонардо да Винчи к гениальным конструкторским идеям, которые на­много опередили эпоху; в его наследии - ...

Подготовка водоема к лету

Иметь свою собственную дачу или частный дом - это очень хорошо. Но приходит весна и каждая хозяйка начинает задумываться о...

Мюоны: необъяснимая неоднородность

Учеными была выявлена еще одна закономерность, которая, кроме «оси зла» опрокидывает современные представления о происхождении и устройстве Вселенной. Исследователи нашли...

К чему приведет смена полюсов Земли?


Ученые выражают тревогу по поводу активного смещения магнитных полюсов Земли. Подобные процессы происходили и раньше, однако это было практически незаметно...

Путешествие в Барселону

Взять экскурсию в Барселоне — вполне доступное удовольствие, маршруты разработаны на любой вкус. Все достопримечательности Барселоны можно разделить на несколько...

НАСА - снимки Марса

Фотографии НЛО постоянно поступают астрологам NASA с Марса. Это разные объекты. Учёные решили их прокомментировать, но конкретного ничего не...

Тауэрский мост - символ Лондона

Тауэрский мост один из главных символов Лондона и Великобритании, гармонично вписывающийся в архитектуру центра города и привлекающий ежедневно сотни туристов. ...

Любое слово, любая фраза в языке не могут возникать ниоткуда. ...

Триумфальные арки - величественные сооружения, украшающие более 20 городов мира. Их внешний вид и история неизменно внушают туристам и прохожим светлое чувство гордости за яркие победы прошлого. Эти памятники часто устанавливаются в конце улиц или при входе в город и называются воротами.

Известные если не всему миру, то уж точно всем россиянам Московские Триумфальные ворота на Поклонной горе были заложены 30 августа 1829 года. А спустя ровно пять лет, в 1934 году, в Санкт-Петербурге состоялось торжественное открытие обновленной Нарвской триумфальной арки.

Пришло время вспомнить самые красивые триумфальные арки мира!

Московская триумфальная арка в 1910 году

Триумфальные ворота в Москве

Арка на Поклонной горе по известности, пожалуй, уступает только Парижской. Ежедневно тысячи туристов приезжают на Кутузовский проспект полюбоваться на величественное сооружение, посвященное победе в Отечественной войне 1812 года. Однако то, чем мы любуемся каждый день в глухих пробках на Кутузовском, на самом деле, всего лишь копия оригинальной арки, к тому же сотни раз отреставрированная. Ворота по плану архитектора Бове были сооружены на Тверской заставе в 1834 году, простояли чуть больше века и были разобраны. Через 30 лет на Кутузовском проспекте соорудили эту самую копию.

Последняя реставрация Триумфальной арки в Москве пришлась на 2012 год. Ради того, чтобы провести все необходимые работы, специалистам пришлось даже снимать венчающую врата колесницу и скульптуру богини Ники! Весь ремонт обошелся в 231 миллион рублей. Правда, окончательно завершившимся его все еще не назовешь - в день открытия арки 4 сентября Сергей Собянин рассказал о планах построить там смотровую площадку.

Нарвские триумфальные ворота в Санкт-Петербурге

Нарвские триумфальные ворота очень напоминают Московскую арку, только вот, да простят меня все ценители искусства, будто бы «зацветшую». Знаете, как выловить в фонтане монетку, которую бросили туда очень давно. Впрочем, спорный цвет полностью искупается фантастическими барельефами на фасаде.

Ворота также воздвигнуты в честь победы в войне 1812 года. С тех пор они не раз меняли свое местоположение и не единожды реставрировались (все из-за питерского климата!). Ворота были и деревянные, и каменные, и из меди, и из железа.

Сейчас в самом помещении ворот работает музей воинской славы.

Триумфальная арка в Париже

Монумент на площади Шарля де Голля, воздвигнутый по приказу Наполеона дабы увековечить славные победы его армии, пожалуй, самая популярная в Париже достопримечательность (кроме Эйфелевой башни, конечно). На сооружении высотой всего в 50 метров уместились 128 сражений, выигранных при Наполеоне.

Но лично нам особенно нравится ее ночной вид. Подсвеченная мягким благородным розово-золотым свечением арка вызывает самые что ни на есть глубокие чувства. Наверное, не зря Париж и называют городом романтики.

Арка известна своими скульптурными композициями, заказанными Наполеоном. Кстати, он так и не дожил до окончания работ. После его смерти прах императора провезли с траурным кортежем под сводами арки.

Триумфальная арка в Барселоне

Арка в Барселоне совсем не похожа на другие. Она имеет более простой, на первый взгляд, вид. Кроме того, местная достопримечательность - одна из немногих, не связанных с военными сражениями. В свое время она служила входом на Всемирную выставку 1888 года. Барселонская триумфальная арка выполнена в неомавританском стиле, характерном для Испании тех лет. Множество мелких резных деталей по-настоящему раскрывают дух Испании, и в этом есть своя определенная прелесть. Она более лаконична, быть может, не такая нарядная, но все же заслуживает место в нашем списке.

Триумфальная арка Константина в Риме

Самая древняя в нашем списке арка была построена аж в 315 году! Она находится в Риме, аккурат между Колизеем и Палатином и посвящена победе Константина над Максенцием в битве у Мильвийского моста 28 октября 312 года. Эта арка, кстати, единственная в мире, посвященная победе в гражданской войне, а не над внешним врагом.

Самая древняя из оставшихся триумфальных арок впечатляет своим декором, и еще больше тем, в каком прекрасном состоянии она сохранилась до наших дней. От нее веет древностью и историей и, пожалуй, стоит отправиться в Рим, чтобы хоть раз увидеть подобное.

Триумфальная арка в Пхеньяне

Это арка, на удивление, находится не в Европе. Построенная в 1982 году в городе Пхеньян в КНДР, арка посвящена корейскому сопротивлению японским оккупантам. Несмотря на то, что корейская арка была создана по образцу парижской, она значительно уступает ей в размерах. Да и стили у них совсем разные. Верх арки в Пхеньяне имеет традиционный восточный стиль и символизм (например, она состоит из 25 500 гранитных блоков - это число символизирует количество жизней Ким Ир Сена, основателя государства) .

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ТРИУМФАЛЬНЫЕ АРКИ МИРА

При подготовке доклад о достопримечательностях Москвы, мое внимание привлекла фотография Триумфальной арки на Кутузовском проспекте: «Я уже где-то видела подобную арку». Действительно, изображения похожих триумфальных арок я обнаружила в учебнике истории древнего мира и в учебнике французского языка, в том разделе, где говорилось о достопримечательностях Парижа. Я задала волнующий меня вопрос учителю истории и учителю французского языка. Их ответ, с одной стороны, удовлетворил мое любопытство, а с другой стороны, подтолкнул к дальнейшим поискам. Я продолжила мое исследование, и за необходимой информацией обратилась к Интернету. Тут я к моему удивлению выяснила, что триумфальные арки встречаются во многих странах мира на разных континентах. Например: в России, во Франции, в Испании, в Италии, в Германии, в Индии, во Вьетнаме. Почему люди разных культур и религий возводят у себя эти мало-функциональные, с практической точки зрения, сооружения? Как и где появилась идея их создания? Что они символизируют? Что общего у триумфальных арок в Москве и в Париже? В этом реферате я попытаюсь ответить на эти вопросы.

Как и где появились первые триумфальные арки?

Что бы ответить на этот вопрос необходимо углубиться в историю, а точнее в историю Древнего Рима. Именно там, по мнению многих историков, были возведены первые триумфальные арки. Само слово «триумфальная» происходит от слова «триумф» и имеет латинское происхождение: triumphus. Это слово имело два важных значения: 1) торжественный въезд полководца-победителя в столицу и 2) выдающийся, блестящий успех, победа, торжество. Триумфальные арки служили своеобразным символом побед. После каждой успешной военной кампании, коих в славной истории Рима было великое множество, непременно проводилась торжественная церемония въезда победителя через триумфальную арку и шествия участвовавших в сражении войск. Арка изначально символизировала собой распахнутые ворота побежденного города, в которые с триумфом и почестями въезжал военачальник победоносной римской армии. Рим строил великую империю. Триумфальные арки служили пропагандистской цели, являя собой наглядное доказательство побед империи. Они олицетворяли военную мощь государства. Вместе с тем, они по праву считались архитектурными шедеврами, подчеркивавшими культурное величие народа Рима. Из сохранившихся римских триумфальных арок наиболее известны арка Тита (81 г.), арка Септимия Севера (205 г.; обе в Риме) и арка Траяна («Золотые ворота»; Беневент, 114-117 гг.); из более поздних самая известная — арка Константина (Рим, 315 г.). Изображения триумфальных арок сохранились на многих медалях, отчеканенных в честь побед Августа, Нерона и других.

Самые красивые триумфальные арки мира:

Триумфальная арка Оранж во Франции.

Ранее через арку проходила Агриппиева дорога, ведущая из Рима на север, и которая была проложена в 40 году до нашей эры по приказу римского полководца, друга и зятя Октавиана Августа — Марка Випсания Агриппы.

Исследователи не могут дать точные данные о времени постройки арки Оранжа. В 19 веке ученые доказывали, что арка была построена в честь 11 года трибуната Октавиана Августа, то есть в 12 году до нашей эры. На сегодняшний день принято считать, что она была установлена примерно с 20 по 25 год нашей эры в честь побед римского военачальника и консула Германика, а затем, судя по высеченным на ней надписям, в 26 или 27 году заново посвящена второму римскому императору из династии Юлиев-Клавдиев и пасынку Октавиана Августа — Тиберию.

Вплоть до XIII столетия об истории этой достопримечательности Оранжа неизвестно ничего. Согласно историческим документам, в XIII столетии Раймонд I де Бо, принц Оранжа, использовал арку в качестве укрепленного форпоста для обороны города. Впоследствии, триумфальная арка подверглась многочисленным модификациям, но в XVIII веке многие дополнения, включающие окружающую стену, были разрушены. В результате предпринятых в 20-е годы 19 века реставрационных работ арка приблизилась к своему первоначальному облику. На её строительство ушло 5 лет.

Арка была восстановлена ещё в 1820-е годы по проекту архитектора Caristie Augustin, который начал свою работу с четких средневековых контрфорсов, с восстановления опор и замены негодных частей или совсем отсутствующих. Было запрещено создавать новые элементы. В целом большую часть исторического вида сооружения удалось воссоздать, однако в её облике не хватает некоторых деталей — например, конной скульптурной группы, венчавшей это мощное строение.

Окончательная реставрация была завершена в октябре 2009 года. Триумфальная арка Оранжа была изначально возведена при помощи больших блоков известняка без применения раствора: массивные каменные блоки хорошо подогнаны друг к другу и соединены между собой железными и свинцовыми скобами. Необходимо отметить, что, в отличие от других схожих сооружений, арка в Оранж оборудована вторым аттиком (это стенка, возведенная над венчающим строение карнизом), использующийся в качестве пьедестала для ныне утраченных монументальных статуй. Она включает в себя три арки — большую главную, которая располагается по центру, и две более маленькие по размеру, находящиеся по бокам. Не могут не впечатлить размеры арки: её длина равна 19,5 метрам, а в ширину она доходит до 8,4 метров, в высоту — 19,2 метра. Главные фасады расположены по направлению на юг и север, а меньшие боковые фасады, соответственно, на запад и восток. Каждый из фасадов украшен четырьмя рефренными коринфским колонами.

Кессонные своды её трех проемов орнаментированы розетками, а фасад увенчан тимпаном и аттиком. Основной сюжет барельефов — история славных деяний непобедимого второго легиона. Каждой из побед в войне с галлами посвящен отдельный сюжет. Венчает арку картина триумфа — шествие легионов с трофеями, тимпанами и кимвалами с одной стороны и вереница пленников в цепях с другой.

Четыре декорированных панно располагаются в пространстве над боковыми арками, они представляются в виде нагромождения шлемов, копий и щитов. На некоторых щитах имеется возможность просмотреть имена либо строителей, либо известных древнеримских оружейников (Sacrovir, Decurdus, Mario) . Выше находятся панно с изображением морских трофеев. Лучше всего сохранилось северо-восточное панно, на котором видны изображения носовых частей кораблей, якорей, трезубцев, весел. Данные предметы относятся к римскому флоту, которые указывают нам на его превосходство, особенно после сражения при Акциуме (2 сентября 31 года до н. э.). На фризах проглядываются различные изображения борьбы обнаженных и длинноволосых галлов с щитами против римлян, одетых в туники и кирасы. Эта композиция представлена немного грубо, т.к руки и ноги воинов непропорциональны.

На центральном фасаде верхнего аттика присутствует изображение бронзовой колесницы с лошадьми, с обеих сторон идёт украшение барельефом с картиной битвы. Козерог — символ Второго легиона, он располагается на щите одного из воинов по левой стороне. Жук-дровосек, вырезанный на щите одного из воинов, показывает, что на барельефе увековечен второй легион Октавиана Августа, ветераны которого создали в Араузионе (позднее ставший Оранжем) римскую колонию. Большое количество выемок, которые избороздили барельеф, ранее служили пазами, чтобы закрепить декоративные бронзовые пластины. На восточном торце арки вырезано по три горельефа, которые разграничены колоннами коринфского ордера. На горельефах изображены части одежды, шлемы, а также трубы; под ними всеми находятся по две фигурки пленников. Горельеф на западном торце арки почти полностью является реконструкцией, выполненной в 19 веке. Данная арка является одним из старейших примеров архитектурного направления, которое позже использовалось в самом Риме, для арки Септимия Севера и Триумфальной арки Константина. На арке присутствуют многочисленные видимые дырки, которые оставили средневековые арбалетчики, тренировавшиеся на арке и не слишком почитавшие историю и искусство.

Триумфальная арка в Париже.

Там, где Елисейские поля поднимаются вверх, на вершине холма Шайо находится огромная площадь Звезды (площадь Шарля де Голля), откуда лучами расходятся 12 самых крупных артерий города. Больше всего это напоминает расправившее лучи солнце. В центре этого солнечного круга возвышается символ парижской помпы и элегантности - Триумфальная арка. Она царствует здесь величественно и безраздельно. Она с легкостью парижанки стремиться ввысь и властно стоит на мощном постаменте, доминируя над всем, что ее окружает. По задумки ее создателей, архитекторов и главного заказчика, Наполеона I, триумфальная арка должна была продемонстрировать военную мощь Франции и «увенчать» ее завоевания. Наполеон Бонапарт грезил о создании великой империи, подобной Римской империи. Образцом для него был Гай Юлий Цезарь, а так же другие триумфаторы Древнего Рима. Во многих монументах, возведенных в эпоху его правления четко прослеживаются архитектурные тенденции Великого Рима. Не стала исключением и триумфальная арка. Наполеон I позаимствовал у римлян саму идею ее создания.

Монумент возведен по приказу Наполеона I, в честь побед его доблестной армии. Изначально архитекторы предложили несколько проектов монумента. И сегодня на холме Шайо вместо арки могла красоваться каменная статуя огромного слона. Прототипом для Триумфальной арки Наполеона стала арка Тита в Риме. Ее своды и колонны имеют похожую конструкцию и форму. В 1806 году великий французский архитектор Ж.-Ф. Шальгрен приступил к строительству Триумфальной арки, посвященной Великой французской армии и ее великим победам (триумфам). Наполеон лично заложил первый камень в основание арки, но не дожил до конца ее строительства. Его прах, доставленный с острова Святой Елены, провезли под сводами монумента 15 декабря 1840 года. Позже аналогичной почести после своей кончины удостоились Виктор Гюго, маршалы Латтр и Тассиньи, Тьер и Гамбетта, Лазар Карно, генералы Жоффр и Фош На строительство памятника ушло три десятилетия. Один только фундамент сооружали два года.

Строительство Арки было завершено в 1836 году. У нее только один овальный проем. Парижская Триумфальная арка — самая большая в мире. Ее размеры: ширина — 44,82 м, высота — 49,51 м, высота сводов — 29,19 м. По своим грандиозным размерам она даже превосходит знаменитую Арку Константина в Риме. Пилоны Арки украшены огромными барельефами, из которых наиболее известен и поистине прекрасен тот, что находится с правой стороны Арки, обращенной к Елисейским полям. Этот барельеф - произведение Франсуа Рюда, представляет Выступление в поход волонтеров в 1792 года и более известен под названием «Марсельеза».

Ее история связана со многими интересными фактами. Основные победы Наполеона запечатлены в верхних барельефах, а на скульптурных щитах аттика выгравированы названия великих сражений. На стенах арки выгравированы названия 128 сражений, выигранных республиканской и императорской армиями, а также имена 558 французских военачальников. Среди великих побед, одержанных армией Наполеона Бонапарта, фигурирует и взятие Москвы. Название нашей столице выгравировано золотыми буквами на мраморной табличке в списке завоеванных городов. Над проемом изображены крылатые девы с фанфарами, символы победы и триумфа.

Еще с периода правления Людовика XIV между двумя излюбленными резиденциями королей Лувром и Версалем пролегал прямой путь, называемый «королевским». Триумфальная арка расположена как раз на этой исторической оси. На исторической оси, т.е. на одной прямой, расположены три арки Парижа: Триумфальная арка на Площади Звезды, Триумфальная арка Каррузель в саду Тюильри и Большая арка в новом квартале Дефанс.

28 января 1921 под сводами Триумфальной арки перезахоронили останки Неизвестного Солдата, павшего в Первую мировую войну. В 1940 под Триумфальной аркой промаршировали войска Третьего рейха, тем самым ознаменовав начало оккупации Парижа.

10 мая 1994 года сотни тысяч человек наблюдали солнечное затмение сквозь проем Триумфальной арки. Парижане утверждают, что дважды в год, 10 мая и 1 августа, солнце садится точно на исторической оси и закат можно видеть сквозь своды Триумфальной арки, находясь даже на Елисейских полях. Насколько это верно, можно проверить, лишь побывав в Париже в эти дни. Внутри Арки имеется помещение для небольшого музея, экспозиция которого посвящена истории создания этого памятника. Наверху расположена смотровая площадка для туристов. С нее открывается поистине головокружительный вид на Париж.

Триумфальная арка в Москве.

Традиция возводить триумфальные арки нашла отклик и в России. История создания триумфальных врат и арок в России имеет древнейшие корни. Одни из самых известных - Триумфальная арка на Кутузовском и Красные ворота в Москве, Нарвские триумфальные ворота в Санкт - Петербурге, Николаевские триумфальные ворота во Владивостоке, Триумфальная арка в Чечне, Александровская триумфальная арка в Краснодаре… этот список можно продолжать бесконечно.

Триумфальная арка в Москве, расположенная на Кутузовском проспекте, недалеко от Поклонной горы, является уникальным объектом исторического и культурного наследия.

Вряд ли в российской столице можно найти еще один памятник старины, который бы за всё время своего существования претерпевал столько реконструкций - вплоть до повторного строительства с нуля. Однако все эти метаморфозы никоим образом не сказались на исторической ценности сооружения, его глубоком символическом значении для многих поколений соотечественников, которое было заложено еще 200 лет назад, когда в Москве появились первые триумфальные ворота.

Триумфальная арка - это настоящий архитектурный шедевр, обеспечивший нашей столице «родство» с Парижем, Берлином, Лондоном, Барселоной, Нью-Дели, Бухарестом и многими другими городами, где есть такие же или похожие сооружения. Вместе с тем московская Триумфальная арка, несмотря на внешнее сходство с ними, при ближайшем рассмотрении оказывается совсем другой: самобытной, со своей изюминкой и, конечно же, с собственной неповторимой историей. Она впечатляет своей красотой и величием. В этих воротах даже самый неискушенный турист видит воплощение высокого самосознания русского народа, его гордости своими сынами, которые на полях сражений отстаивали свободу родного Отечества.

Один из самых красивых памятников Москвы прошёл долгий, тернистый путь от Деревянной Триумфальной арки до каменных Триумфальных ворот на Кутузовском проспекте.

Деревянная Триумфальная арка украсила Тверскую заставу в середине 1814 года, к торжественной встрече возвращавшихся из Западной Европы русских войск.Памятник быстро ветшал, и через 12 лет решили заменить деревянную арку каменной. Спустя ещё год начали обсуждать проекты и сметы на постройку Триумфальных ворот «из камня с чугунными украшениями», составленные архитектором Осипом Бове.

20 апреля 1829 года император Николай I утвердил представление князя Голицына о создании «особого Комитета под начальством Московского коменданта» «для устройства Триумфальных ворот и… въезда», в который также вошёл архитектор 7-го класса Бове. Во время торжественной закладки ворот 30 августа 1829 года на Тверской заставе в фундамент легла бронзовая плита и горсть серебряных монет чеканки 1829 года, «на счастье».

Надпись на аттике была утверждена Николаем I и гласила: «Благословенной памяти Александра I, воздвигшаго из пепла и украсившаго многими памятниками отеческаго попечения первопрестольный град сей, во время нашествия галлов и с ними двадесяти языков, лета 1812 огню преданный, 1826».

5 марта 1834 года император утвердил и предложение московского генерал-губернатора «о приведении в лучший вид пространства между Тверским выездом и парком Петровского дворца», «протянув на сем пространстве по обеим сторонам шоссе аллеи для пешеходцев». А 11 октября, в день изгнания французских войск из Москвы, Триумфальные ворота торжественно открыли. В церемонии участвовали войска Московского гарнизона, чины московской полиции. После молебна «из артиллерии, поставленной на шоссе, учинена была пальба 101 выстрелом» и воинский парад. По распоряжению князя Голицына участникам церемонии унтер-офицерам было выплачено по три рубля, а рядовым — по два «из … капитала, оставшегося от покрытия всех издержек, сделанных во время существовавшей в Москве эпидемической болезни холеры».

Триумфальные ворота простояли у Тверской заставы 102 года. В 1936-м площадь перепланировали, ворота разобрали. Архитекторы перед демонтажем тщательно обмерили арку, сфотографировали ее и сделали соответствующие чертежи и зарисовки, поскольку планировалось, что ее в будущем восстановят на новом месте, а именно на площади Белорусского вокзала. Но поскольку этого сделано не было, детали ворот и часть скульптур остались на хранение после демонтажа - в Музее архитектуры, на территории бывшего Донского монастыря. Чугунные же колонны ворот несколько лет пролежали на Миусской площади, пока во время Великой Отечественной войны не ушли на переплавку. Все, кроме одной. В 1965 году советское правительство признало, что Триумфальная арка имеет большую общественно-историческую и художественную ценность, приняв соответствующее постановление об ее восстановлении. Несмотря на то, что при сооружении ворот были использованы сделанные перед демонтажем зарисовки и обмерные чертежи, получившаяся копия все же отличается от арки-предшественницы. Приведем основные различия: стены, своды и цоколь сделали железобетонными (на прежних воротах они были кирпичными), сероватый крымский известняк и гранит заменили на облицовке белый камень, а решетки и кордегардии и вовсе не восстановили. Не пригодились и подлинные детали, которые хранились в бывшем монастыре - те же статуи и чугунные рельефы. На заводе в Мытищах отлили «с нуля» более 150 скульптур, а на заводе «Станколит» - 12 новых чугунных колонн, взяв за основу ту самую единственную оригинальную колонну, уцелевшую во время войны. Высота каждой составляет ни много ни мало 12 метров. Текст на аттике также был изменѐн: «Сии Триумфальные ворота заложены в знак воспоминания торжества российских воинов в 1814 году и возобновления сооружением великолепных памятников и зданий первопрестольного града Москвы, разрушенного в 1812 году нашествием галлов и с ними двунадесяти языков».

Вторую жизнь Триумфальная арка на Кутузовском приобрела 6 ноября 1968 г. Она стала самым грандиозным памятником победы русского народа в Отечественной войне 1812 года.

Триумфальная арка в Санкт-Петербурге.

Нарвские триумфальные ворота — памятник архитектуры стиля ампир в Санкт-Петербурге; расположен на площади Стачек вблизи станции метро «Нарвская».

Триумфальные ворота построены в 1827—1834 годах в память о героях Отечественной войны 1812 года. Архитектор В. П. Стасов, скульпторы С. С. Пименов, В. И. Демут-Малиновский (колесница в группе Славы, фигуры воинов и шести коней), П. К. Клодт (первая серьёзная работа). Высота — более 30 м, ширина — 28 м, ширина пролёта — более 8 м, высота пролёта — 15 м. Первоначально триумфальные ворота были построены для встречи российских войск, возвращавшихся из Европы в 1814 году, на Нарвской заставе, непосредственно у границы города вблизи Обводного канала. Сооружение было возведено из дерева и алебастра за один месяц по проекту Джакомо Кваренги. Ворота украшали колесница с шестью конями, управляемая богиней Славы, и скульптуры римских воинов. Кваренги представил два проекта ворот: с архитравным перекрытием и с аркой. По обеим сторонам от арки располагались трибуны для зрителей и оркестров. Российские войска в 1814 году прошли под аркой 4 раза: 30 июля, 8 сентября, 18 и 25 октября.

Однако, возведенные из дерева и алебастра ворота быстро пришли в негодность. Генерал-губернатор Санкт-Петербурга, участник Отечественной войны М. А. Милорадович выступил за реконструкцию сооружения, и на высочайшем уровне императором Николаем I было принято решение о постройке новых каменных ворот на берегу реки Таракановки, несколько южнее прежнего места. Василий Стасов сохранил в целом замысел Кваренги и 26 августа 1827 года, в годовщину Бородинского сражения, был заложен первый камень. Особенность проекта новых ворот состояла в том, что конструкцию создавали из кирпичной кладки, обшиваемой медными листами. Из медных листов создана и скульптурная группа: шестёрка коней (Пётр Клодт) и фигура Славы (Степан Пименов). Скульптуры римских воинов заменили медными древнерусскими витязями (Степан Пименов и Василий Демут-Малиновский). Крылатые женские фигуры, барельефы с гениями Славы создал скульптор Иван Леппе. По бокам ворот имеются надписи: Начаты 26 августа 1827 года. Открыты 17(29) августа 1834 года. Также имеются надписи о местах решающих сражений, о воинских соединениях. Посмотреть на новые Триумфальные ворота прибыла императорская семья. Также была выпущена бронзовая медаль.

Эффектная на первых порах медь, уже через несколько лет после открытия, в условиях петербургского климата, стала корродировать. В 1877—1880 годах ворота подвергли реставрации под руководством архитектора М. И. Рылло, заменив медные листы на железные, что только усилило коррозию. В 1888 году в помещении ворот поместили часть архива городской Думы. 28 февраля 1917 года во время Февральской революции памятник был подожжён толпой рабочих и солдат. Архив сгорел, также были повреждены бронзовые украшения. В 1924 году была начата новая реставрация, однако её прервала Великая Отечественная война, во время которой ворота сильно пострадали от артобстрелов и бомбёжек (более двух тысяч пробоин, отбитые части декора, разрушен карниз).

Через эти ворота уходили воины Ленинградского гарнизона на фронт. У ворот были возведены противотанковые укрепления. В 1944 году через арку проходили войска, снявшие блокаду Ленинграда. После войны ворота реставрировались еще трижды: в 1949—1952 годах (архитектор И. Н. Бенуа), в 1978—1980 и в 2002—2003 годах.

В помещениях ворот, куда ведут две винтовые лестницы, работает Музей Воинской славы, созданный в 1987 году решением Главного управления культуры города Ленинграда. В том же году в Государственном музее городской скульптуры появился новый филиал — «Нарвские триумфальные ворота», в котором представлена атрибутика Отечественной войны 1812 года, проводятся тематические выставки.

Нарвские ворота. Санкт-Петербург.

Триумфальная арка в Германии

Знаменитая берлинская Триумфальная арка «Бранденбургские ворота» была построена в 1791 году и первоначально называлась «Ворота мира». Во время Второй мировой войны она была сильно повреждена, «Ворота» стоят на границе старого центра Берлина. Историческая ценность этой арки еще и в том, что именно отсюда начали строить Берлинскую стену во времена холодной войны, и здесь же первые переселенцы из Восточной Германии пересекали границу в 1989 году. Эта арка считается символом не только Берлина, но и всей Германии.

Бранденбургские ворота

Триумфальная арка в Испании.

Арку в Барселоне возвели в 1988 году специально к проведению Всемирной выставки. Монумент построен из красного кирпича и расположен на стыке бульваров Пасе-де-Люис Компанус и Пасе-де-Сан Хуан. Верх арки украшен гербом Испании, а на дугах фасадов размещены гербы провинций страны. В верхней части арки имеется несколько скульптурных композиций.

Верх арки украшен гербом Испании.

Триумфальная арка в Великобритании.

Эта арка расположена возле Ораторского уголка в Гайд-паркер. Она была создана в 1828 году архитектором Джоном Нэшем, взявшим за основу Триумфальную арку Константина в Риме. Изначально монумент располагался перед Букингемским дворцом и служил ему парадным входом. Сооружение перенесли в 1851 году. Арку украшают коринфские колоны, она имеет три арочных прохода: одна большая центральная арка и две меньших по сторонам от центральной арки. Наверху расположен барельеф, представляющий Англию, Шотландию и Ирландию.

Мраморная триумфальная арка в Лондоне. Изначально монумент располагался перед Букингемским дворцом.

Триумфальная арка в Румынии.

Триумфальная Арка в Бухаресте — один из главных символов столицы Румынии. Она расположена возле самого большого парка на одном из важнейших шоссе столицы, которое носит имя русского генерала и дипломата, графа Павла Киселева. Арка была установлена в честь защитников независимости Румынии в 1922 году. Как и московская, поначалу эта была построена из дерева, и только в 1936 году ее заменили на арку из железобетона и гранита. Ее высота — 27 м. На арке высечены тексты великого румынского историка Николае Йорга и список названий населенных пунктов, в которых велись боевые действия.

Арка — один из главных символов столицы Румынии.

Триумфальная арка в Хорватии.

Одной из главных достопримечательностей города Пулы считается Триумфальная арка Сергия, а улица, которая берет от нее начало, пролегает через весь город. Арка была построена в 20-х годах до нашей эры и находилась за одними из древних городских ворот. Возведена она патрицианкой Сальвией Постума из рода Сергиев, в честь трех уважаемых членов этого рода, сражавшихся на стороне Октавиана Августа. Интересные факты: Интересен тот факт, что в то время получить разрешение на подобное строительство было практически невозможно. Ведь все возводилось лишь в честь императора, а тут, пусть и знатные, но все же горожане. Видимо этим объясняются весьма скромные размеры самого строения: ширина пролета около 4,5 метра и высота - 8 метров. Другие подобные триумфальные сооружения тех времен куда более масштабнее. Арка выполнена в коринфском стиле и роскошно декорирована. Античные скульпторы использовали аллегорию и богатый растительный декор. В тимпанах арки помещены скульптурные изображения богини Победы, на фризе - амуры, несущие гирлянды. Пилястры, поддерживающие нижнюю и лицевую части арки украшены сложнейшей орнаментальной вязью, которая изображает побеги растений. Основная часть декора сфокусирована на внешней стороне стены. Триумфальная арка прекрасно сохранилась до наших дней, и, как Форум, является популярной туристической достопримечательностью. На малой площади, где расположена арка, регулярно проводятся различные мероприятия, театральные и музыкальные представления.

Триумфальная Арка Сергия Триумфальная арка в Индии.

Триумфальная арка «Ворота в Индию» построена в Мумбаи в гавани и является интереснейшей архитектурно-монументальной достопримечательностью, так как в ней перемешано несколько архитектурных течений - индийских, мусульманских и европейских. Возвели это великолепие в честь приезда короля Великобритании Георга V в Бомбей в 1911 году. Строительство столь монументального сооружения продолжалось 13 лет. Сооружение поражает своей массивностью. После постройки оно не вписывалось в архитектурный ансамбль гавани и власти приказали переложить все фасады окружающих зданий. Главной исторической ценностью этих «ворот» местные жители считают проход через них английских гарнизонов, когда те навсегда покидали свободную Индию.

Триумфальная арка в Марокко.

Волюбилис (Volubilis) — самый юго-западный город Римской империи. Его развалины расположены в Марокко у города Мулай-Идрис, в 35 км к северу от автомагистрали A2 между Фесом и Рабатом (съезд на Мекнес). С 1997 года находится под охраной ЮНЕСКО как памятник Всемирного наследия.

Время возникновения Волюбилиса теряется во мгле веков. Поселение на его месте существовало со времён неолита. В III в. до н. э. в округе хозяйничали карфагеняне. На рубеже тысячелетий Волюбилис становится крупным центром эллинистической культуры Мавретанского царства, которым правил Юба II. После убийства в 40 году царя Птолемеягород вошёл в состав империи как центр провинции Мавретания Тингитанская.

Название означает на латыни «щедрость», намекая на плодородие почвы. Основные строительные работы в Волюбилисе велись во II веке. Тогда был построен форум с базиликой и проложен акведук. Хорошо сохранилась триумфальная арка (217) в честь эдикта Каракаллы. Вскоре после её строительства римские магистраты перебрались в Танжер. Последующая история Волюбилиса плохо освещена древними авторами.

Из археологических раскопок, которые велись в Волюбилисе французскими учёными с 1915 года и возобновились в XXI веке, следует, что античный город был разрушен землетрясением. Был повреждён акведук и жители стали селиться у самой реки. Когда в 788 году в эти места пришёл потомок Мухаммеда — Идрис ибн Абдаллах, он избрал Волюбилис своей первой резиденцией. Согласно обнаруженным в результате раскопок монетам и документам, исламизация города началась до его прибытия. Вместе с тем, четыре надписи на могилах вокруг Триумфальной арки, датируемые 599—655 годами, свидетельствуют о том, что Волюбилис в этот период был христианским городом.

Арабское селение на месте античного города (поныне известное как Валила) понесло значительный урон во время Лиссабонского землетрясения 1755 года, после чего было окончательно заброшено. Население перебралось в соседний город Мулай-Идрис.

Триумфальная арка в Марокко

Триумфальная арка во Вьетнаме.

Патусай — составное слово, в котором ‘Patu’ означает «двери» или «ворота», а ‘Xai’ — производное от санскр. जयः(jayaḥ IAST), означающего «победа». Арка возводилась в не самый спокойный для Лаоса период.

Дизайн мемориала спроектировал архитектор Там Сайастсена, житель Лаоса. Какое-то время арка носила название Анусавари («память») и представляла собой мемориал в честь лаосских солдат, погибших в войнах. В 1975 году, когда Патет Лао совершили государственный переворот и взяли власть в свои руки, название монумента было изменено на Патусай.

Триумфальная арка Патусай находится в самом сердце Вьентьяна, один из её проходов ведёт к авеню Ланг Санг. Авеню Ланг Санг, протянувшаяся от Дворца Хор Кхам до Великой Ступы Пха Тхатлуанг), зачастую именуют «Елисейскими Полями Вьентьяна». Разбитый рядом с аркой парк с музыкальными фонтанами дополняет картину музыкальным сопровождением. Мемориал насчитывает пять башен, символизирующие пять принципов сосуществования наций в мире. Они перекликаются с пятью священными заповедями буддизма.

Монумент имеет четыре прохода, соответствующие четырём сторонам света. Напротив каждого входа находится пруд. Четыре пруда символизируют открытый цветок лотоса (дань уважения лаосцев храбрым воинам нации). Четыре угла ворот украшены статуями Короля нагов (символ Лаоса), пускающими в пруды струи воды (каждая из которых означает природу, плодородие, благополучие или счастье). Внутри арки находятся две лестницы, с помощью которых можно подняться на самый верх, к смотровым площадкам. На первом этаже находятся службы управления монументом, а также сувенирные лавки. На втором этаже располагается музей, посвящённый героям Лаоса. Следующий уровень представляет собой открытую площадку с четырьмя расставленными по углам башнями. Башни декорированы лиственным орнаментом и шпилями. Башни снабжены электрической подсветкой, включаемой в торжественные и праздничные дни. Помимо угловых башен, на этом уровне присутствует и центральная башня, большего размера, с лестницей, ведущей на самый верх, откуда открывается панорамный вид на Вьентьян. В 2010 году, к 450-летию столичного статуса Вьентьяна, на арке должны установить два лифта.

Триумфальная арка в Нью-Йорке.

Многие триумфальные арки мира похожи между собой: все они имеют характерную форму, посвящены историческим событиям и украшены определёнными скульптурами. Не стала исключением и Триумфальная арка солдат и матросов, которая стоит в Нью-Йорке. Она напоминает всем американским жителям о погибших во время Гражданской войны героях, желающих соединить враждующие стороны единого государства. Стоит вспомнить, что в войне участвовали северные и южные жители США, которые явно придерживались различных взглядов на жизнь. Это война признана одной из самых жестоких и кровопролитных, так как американцы умело вовлекли в дело все свои самые лучшие изобретения и достижения.

Заключение:

Говоря о традициях возведения триумфальных арок и триумфальных ворот сегодня, мы понимаем, что это не просто великолепные «памятники» искусства и истории, ведь каждый их них хранит в себе неповторимую, самостоятельную страницу эпохи развития архитектуры и монументальных искусств. Сегодня уже трудно представить многие города без таких частичек прошлого, которые являются источником исторической информации, пронесенной через столетия и тысячелетия. Благодаря этим сооружениям мы сегодня узнаем историю города, народа, его выдающихся личностей и историю эпохи. Если раньше триумфальные арки символизировали распахнутые ворота поверженных городов, то теперь, по-моему, это ворота, распахнутые в историческое прошлое человечества, в его историческую и культурную память. В прошлые века эти чудеса архитектуры посвящали войне, многие современные арки воспевают мир, прогресс, свободу и процветание. Они лишний раз напоминают человеку и народу о его величии, о возможности идти вперед, добиваться новых высот, побед и триумфов. Каждая триумфальная арка красива по-своему, в каждой нашел свое отражение культурный и исторический код народа, ее создавшего, тем не менее у всех рассмотренных нами триумфальных арок больше сходных черт, нежели различий. Их объединяет общий замысел создания, традиции архитектурного воплощения образа и глобальной идеи. Впечатляет и то, что триумфальные арки встречаются почти на всех континентах. Они есть и в Европе, и в Азии, и в Африке, и в Америке. Наша задача - сберечь и, возможно, преумножить это культурное наследие, ведь и сейчас человечество готово к новым победам и триумфам. Пусть только они будут мирными и обращенными во благо человека.

Литература:

1) «Всемирное культурное наследие» Максаковский В. П.

2) Всеобщая история архитектуры. Т. 2, кн. 2. — М., 1948.

3) Искусство триумфальных врат в России первой половины XVIII века: проблемы панегирического направления. - М.: Прогресс-Традиция, 2005. - 327 с. Тюхменева Е. А.

4) «История искусства всех времен и народов», т. 1 Вёрман К.

5) https://www.kleo.ru/items/relax/triumfalnye_arki.shtml

6) http://luscinia.ru/usa/ny/5490

7) https://planetofhotels.com/horvatiya/pula/triumfalnaya-arka- sergiyahttp://lifeglobe.net/entry/4728

8) Путеводитель "Париж"серия: "Золотые путеводители" автор Маджи Джованна, Издательство Bonechi, 2017 г.9) Путеводитель "Москва" серия "Оранжевый гид" автор Чередникова О.В. Эксмо-Пресс 2016г.

10) https://ru.wikipedia.org/wiki

Триумфальные врата впервые были построены в Древнем Риме и предназначались для торжественных церемоний по случаю въезда в город армии-победителя. Иностранный опыт первым в России перенял Пётр Великий , а позже арки возводились по случаю каждой крупной победы русского оружия или просто к знаменательной дате.

Триумфальные ворота в Москве

С идеей сооружения триумфальных ворот в Москве, посвящённых победе над армией Наполеона , выступил Николай I . Арка была создана по проекту одного из крупнейших архитекторов того времени Осипа Бове . Во время торжественной закладки ворот 30 августа 1829 года (по новому стилю) на Тверской заставе в фундамент легла бронзовая плита и горсть серебряных монет чеканки 1829 года, «на счастье». Строительство ворот велось довольно долго из-за недостатка денежных средств: открытие состоялось только 20 сентября 1834 года. Надпись на аттике была утверждена Николаем I и гласила: «Благословенной памяти Александра I , воздвигшаго из пепла и украсившаго многими памятниками отеческаго попечения первопрестольный град сей, во время нашествия галлов и с ними двадесяти языков, лета 1812 огню преданный, 1826».

В 1936 году, во время реализации сталинского Генплана, арка была разобрана. Часть скульптур передали в Музей архитектуры на территории бывшего Донского монастыря. Восстановлению ворот Москва во многом обязана Юрию Гагарину , который на VIII съезде ЦК ВЛКСМ 1965 года заявил: «В Москве была снята и не восстановлена Триумфальная арка 1812 года, был разрушен храм Христа Спасителя, построенный на деньги, собранные по всей стране в честь победы над Наполеоном. Неужели название этого памятника затмило его патриотическую сущность? Я бы мог продолжить перечень жертв варварского отношения к памятникам прошлого. Примеров таких, к сожалению, много». На это ему ответил Никита Хрущёв : «Гагарин есть Гагарин. Поэтому первое, что мы сделаем, — это обязательно восстановим Триумфальную Арку». Арку восстановили в 1966- 1968 годах на Кутузовском проспекте, рядом с музеем «Бородинская битва». Текст на аттике был изменён: «Сии Триумфальные ворота заложены в знак воспоминания торжества российских воинов в 1814 году и возобновления сооружением великолепных памятников и зданий первопрестольного града Москвы, разрушенного в 1812 году нашествием галлов и с ними двунадесяти языков».

Московские Триумфальные ворота. Фото: РИА Новости / Сергей Гунеев

Красные ворота в Москве

Красные ворота. Фото: Commons.wikimedia.org

Красные ворота существовали в Москве с начала XVIII века до 3 июня 1927 года. Первая арка, которая появилась на этом месте в России, была создана в 1709 году, в честь победы Петра I над шведами, и позже многократно перестраивались. Так, Екатерина I перестроила их в 1724 голу в честь своей коронации, но спустя 8 лет это деревянное строение сгорело.

В 1742 году уже Елизавета Петровна построила на этом месте новые ворота, но через 6 лет они были вновь уничтожены огнём. Первая каменная арка была построена взамен сгоревших ворот в 1753 году архитектором Д. Ухтомским . Она была выполнена в стиле барокко, с красными стенами, белоснежным рельефом, золотыми капителями. 50 ярких рисунков олицетворяли «Величество Российской Империи», а венчала арку золотая фигура ангела. Арка была снесена вместе со стоящей неподалёку церковью Трёх Святителей в связи с расширением Садового кольца. Сегодня о ней напоминает только одноимённая площадь и открывшаяся в 1935 году станция метро.

Нарвские триумфальные врата в Санкт-Петербурге

Нарвские триумфальные ворота, как и московская триумфальная арка, были посвящены победе в войне 1812 года. Первоначально триумфальная арка была построена для встречи войск, которые возвращались домой из Европы в 1814 году, у Нарвской заставы. Эти врата были выполнены из алебастра и дерева за один месяц и быстро пришли в негодность. Николай повелел построить новые каменные врата на новом месте, рядом с рекой Таракановка. В целом новые врата сохранили облик первой арки, но были и особенности. Конструкция ворот была кирпичной, обшитой медными листами, а скульптуры римских воинов заменили медными русскими богатырями. На арке имеются надписи о местах решающих сражений. Свой привычный облик врата приняли позже, когда медь в суровых северных условиях стала ржаветь. Во время блокады Ленинграда ворота сильно пострадали от бомбёжек (они получили более двух тысяч бомб, были отбиты части декора, разрушен карниз). Именно через Нарвские врата части Ленинградского гарнизона отправлялись на фронт. После войны ворота были отреставрированы. Сейчас в помещениях ворот находится музей-памятник «Нарвские Триумфальные ворота».

Нарвские триумфальные ворота в Санкт-Петербурге. Фото: РИА Новости / Д. Чернов

Московские Триумфальные ворота в Санкт-Петербурге

Эти врата были сооружены в 1834- 1832 годах в честь победы русского оружия в русско-турецкой войне. Созданные по проекту В. Стасова , они были расположены на пересечении Московского и Лиговского проспектов, на одноимённой площади. В 1936 году ворота были разобраны в связи с планируемым переносом центра города. Однако власти не планировали разрушать памятник архитектуры: ими собирались украсить парк. Однако проект так и не был реализован, и в 1959- 1960 годах ворота восстановили на прежнем месте.

Московские Триумфальные ворота. 1834-1838 годы. Архитектор Василий Стасов. Фото: РИА Новости / Б.Манушин

Александровская триумфальная арка в Краснодаре

Памятник императрице Екатерине II и Александровская триумфальная арка в Краснодаре. Фото: РИА Новости / Михаил Мокрушин

Триумфальные арки сроили не только в Москве и Петербурге, но и в других городах, и посвящены они были не только военным победам. Александровская арка в Краснодаре были построена в честь приезда императора Александра III в столицу Кубани в 1888 году.

Простояв на пересечении улиц Седина и Мира полвека, она была снесена новыми властями в 1928 году. Восстановить арку было решено жителями Краснодара в 2006 году. Трудность восстановления арки заключалась в том, что чертежей оригинальной арки не сохранилось, и поэтому воссоздание затянулось на 2 года. Арка была установлена на новом месте, возле реконструированного фонтана на пересечении улиц Красной и Бабушкина. Рядом с аркой разбит сквер, а сама она вскоре стала новой достопримечательностью города.

Бранденбургские ворота в Калининграде

Первые деревянные врата в Калининграде (тогда — Кёнигсберге) на этом месте были построены в 1657 году, а через 100 лет по указанию Фридриха II были заменены каменными. Первоначально эти врата не были триумфальными, а несли практическую функцию: защищали город от вражеских набегов. За стенами всегда дежурил гарнизон караульных, были здесь и подсобные помещения. В середине века врата перестали носить фортификационную функцию. В 1843 году они были перестроены и украшены декоративными фронтонами, крестообразными цветами, листьями на навершиях, гербами и медальонами. Также на них были установлены портреты знаменитых прусских военных. Ворота были сохранены советской властью и дошли до наших дней. Сегодня они продолжают выполнять транспортную функцию, оставаясь проездными.

Бранденбургские ворота в Калининграде входили в систему обороны города и служили укрытием при въезде в него. Это единственные городские ворота Калининграда, до сих пор использующиеся по прямому назначению. Фото: РИА Новости / Владимир Федоренко

Амурские ворота в Иркутске

Эти врата были выстроены для встречи генерал-губернатора Николая Муравьёва-Амурского , который подписал на Амуре договор с Китайской империей и возвращался в Иркутск. По этому договору Россия получала левый берег Амура и обширные территории. Кроме того, именно этим документом определялась граница между государствами. В 1891 году ворота реконструировали, но уже через 29 лет они вновь обветшали и были снесены. Во время празднования в 2009 году 350-летия Иркутска врата предлагалось восстановить, но работы так и не были начаты.

Амурские ворота на открытке XIX века. Фото: Commons.wikimedia.org

Московские триумфальные ворота в Иркутске

Есть в Иркутске и другие триумфальные врата, сооружённые в 1813 году в честь восшествия на престол императора Александра I. Арка была расположена на выезде из Иркутска в сторону европейской части России, на Московский тракт, и поэтому она и получила такое название. В арке располагались несколько помещений, которые занимали смотрители московской заставы и станция общества спасения на водах. В 1890 году здесь разместился архив. Обветшавшие ворота были снесены в 1928 году, но перед этим была проведена масштабная работа по фотографированию и обмеру памятника. Это и позволило восстановить арку в первозданном виде. Воссоздание велось на частные средства и было завершено в 2011 году. После восстановления Московских ворот планируется создать музей, посвящённый истории этого памятника архитектуры.

Сергей Петров и Татьяна Ермакова около Московских Триумфальных ворот в Иркутске во время эстафеты Олимпийского огня. 2013 год. Фото: РИА Новости / Рамиль Ситдиков

Николаевские триумфальные врата во Владивостоке

Николаевские Триумфальные ворота во Владивостоке построили в честь прибытия Цесаревича Николая. Фото: Commons.wikimedia.org / Russian.dissident

Николаевские Триумфальные ворота во Владивостоке построили в честь прибытия Цесаревича Николая (позже коронованного как Николай II) в 1891 году, во время его путешествия на Дальний Восток.

Строительство велось на частные средства: в нём участвовали промышленники, купцы и другие богатые жители города.

Простояла арка недолго: с приходом советской власти она была снесена. Восстановить её было решено в год 135-летия со дня рождения и 85-летия со дня гибели последнего российского императора. В мае 2003 года состоялось её торжественное открытие.

Эта арка также посвящена посещению цесаревича Николая и построена в тот же год, что и во Владивостоке.

20-метровую каменную арку украшали двуглавые орлы и иконы. В 1936 году она была уничтожена наводнением. Реконструкция арки началась в 2003 году на средства предпринимателей, епархии и простых жителей Благовещенска. Открыта арка была в 2005 году.

Триумфальная арка в Благовещенске. Фото: Commons.wikimedia.org / Студент АмГУ

Триумфальная арка «Курская дуга» в Курске, Россия

В Курске триумфальная арка была построена в 2000 году, в честь победы советских войск на Курской дуге. Фото: Commons.wikimedia.org / Георгий Долгопский

В Курске триумфальная арка была построена в 2000 году, в честь победы советских войск на Курской дуге. В самые короткие сроки был разработан и утверждён проект. Работы начались в 1998 году и длились два года. У северного фасада арки возвели памятник советскому полководцу Георгию Жукову . Арку украсила скульптурная композиция Георгия Победоносца, разящего копьём дракона.

Триумфальная арка «Грозный»

Ещё одними триумфальными вратами, построенными совсем недавно, стала арка «Грозный» в Чечне. Это сооружение было открыто 5 октября 2006 года на Ханкальской улице Грозного и посвящено 30-летнему юбилею главы Чечни Рамзана Кадырова . Арка расположена над автомагистралью и украшена по боками чеченскими боевыми башнями семнадцатиметровой высоты, а также двумя портретами — президента РФ Владимира Путина и первого президента Чеченской республики Ахмата Кадырова . Арка является главными вратами в город Грозный.



Понравилась статья? Поделитесь ей